Среди крупных промышленных производств, которые построил Советский Союз для Литвы, особую роль играл Клайпедский судостроительный завод. Предприятие производило крупные океанические суда, в том числе для покорения Арктики, и было самым значимым среди судостроительных заводов страны. Завод выжил в 1990-е годы, однако теперешние его обороты не идут ни в какое сравнение с советскими временами.
В советские годы Литва пользовалась множеством социально-экономических преференций. После войны началась форсированная индустриализация, были сданы в эксплуатацию мощные промышленные комплексы, в том числе связанные с передовыми технологиями кораблестроения.
По инициативе Министерства судостроительной промышленности (Минсудпрома) СССР в 1952 году в Клайпеде начали строить судостроительный завод. Он был рассчитан на выпуск средних рыболовных траулеров и плавучих доков. Первый корабль был готов в 1958 году.
Вскоре завод стал самым значимым в иерархии судостроительных комплексов Советского Союза. В основном он производил рыболовецкие суда для балтийского промысла и для арктического флота.
На строительство рыбопромыслового флота советской Литвы были направлены щедрые инвестиции. К середине 1960-х годов литовские сейнеры из Клайпеды выходили рыбачить не только в Балтийское море, но также в Баренцево море и в Атлантический океан.
Как и другие судостроительные предприятия в СССР, в Клайпеде были построены механические сборочные цеха, оборудованные по последнему слову техники, а также маломощные литейные и транспортные мастерские, на которых работали сотни первоклассных специалистов — как литовцев, так и выходцев из других союзных республик.
Проектные институты СССР, в частности Государственный проектный институт по проектированию рыбопромыслового флота «Гипрорыбфлот», располагавшийся в Ленинграде, разрабатывали проекты судов для Клайпедского завода. Также предприятие поддерживало Минсудстрой, именно оно мобилизовало значительные группы конструкторов и инженеров-технологов в помощь заводу.
С конца 1950-х до 1990 года в Клайпеде было спущено на воду 122 рыболовных траулера, 57 крупных морозильных рыболовных траулеров, 66 средних «баренцевых» траулеров для Арктического флота, 55 рифов морского типа для Каспийского и Дальневосточного флотов, 69 речных/морских барж и 4 речных парома для местного речного флота. И это - не считая судоремонтных работ, которые выполнялись на заводе почти непрерывно.
Основную часть экспортной продукции Клайпедского завода составляли стальные плавучие доки. Всего в советскую эпоху было построено 65 доков, которые до сих пор работают в Болгарии, Германии, Финляндии, Исландии, Индонезии, Мозамбике, Сингапуре, Румынии, Польше и на Кубе.
В годы Литовской ССР практиковалось активное сотрудничество с иностранными (западными) компаниями. Продуктивно Клайпедский судостроительный завод взаимодействовал с датской верфью Odense A/S.
В 1986 году была построена первая международная переправа, соединяющая СССР и ГДР. На ней начали курсировать крупнейшие в мире железнодорожные паромы.
Это была единственная в Прибалтике железнодорожная паромная линия Клайпеда — Мукран (также известная как Мукранская паромная переправа в Литве, ныне Зассниц). Открытие линии состоялось 3 октября 1986 года. В этот же день из ГДР в Клайпеду прибыл первый немецкий железнодорожный паром. В открытии исторической переправы принял участие министр транспорта и связи Германской Демократической Республики. На немецкой стороне была построена паромная переправа больших размеров, поскольку она заменила подвижной состав, адаптированный к советским стандартам колеи.
Эта 270-мильная линия была самым коротким морским путем из СССР в Восточную Германию. Согласно плану военного командования Советского Союза, на пароме планировалось перевозить военные грузы в обход наземных транспортных маршрутов через политически нестабильную Польшу, чтобы оперативно предоставлять военную технику советской армии, дислоцированной на территории ГДР. Предполагалось, что таким путем будет транспортироваться 20–30% двусторонних грузов.
Объем перевозок Клайпедского паромного терминала составил 150 тысяч железнодорожных вагонов в год. Его обслуживали три литовских парома - «Вильнюс», «Каунас» и «Клайпеда», а также два немецких парома - «Петербург» (ранее «Мукран») и «Грайфсвальд».
Все пять были построены на верфи Mathias Thesen Wismar и являлись крупнейшими железнодорожными паромами в мире, что и было зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса. Впрочем, скоро последовали драматические политические события, и после подписания советским руководством решения о выводе советских войск из ГДР по Клайпедской переправе переехал паром уже для вывоза военной техники. Сегодня знаменитая паромная переправа перестроена для гражданских целей.
После отделения от СССР Клайпедскому порту был предоставлен статус международного. Сегодня гавань находится в ведении правительства Литовской Республики, а фактически — Министерства путей сообщения.
Судьба Клайпедского судостроительного завода сложилась сравнительно благополучно.
Впрочем, до советского размаха, когда предприятие работало на союзную рыболовецкую промышленность, ему очень далеко.
В 1994–1996 годы завод выпустил сухогрузные суда «Витаутас» и «Гедиминас».
С 2010 года на базе легендарного флагмана советской промышленности было создано ЗАО «Западно-Балтийский судостроительный завод». Компания вошла в состав «Западного завода», принадлежащего эстонской группе BLRT Grupp. Компания производит надстройки, конструктивные элементы корпусов, строит буксиры и суда снабжения в открытом море.
В 2006 году для Литовского пароходства были собраны 6 корпусов торговых судов типа «Аста».
Всего за 50 лет существования завода на нем было построено более 450 кораблей и доков.