В Прибалтике в ответ на российское культурное и информационное влияние сейчас предпринимаются активные попытки переформатировать восприятие реальности русскоязычного населения. Для этого США выделяют дополнительные финансы, а в странах Балтии на эти деньги открывают СМИ и центры НАТО. О том, почему сейчас в Прибалтике стали столько внимания уделять русскоязычному населению и кому нужны «лояльные русские», порталу RuBaltic.Ru рассказал эксперт летней школы для молодых журналистов Studia Baltica, проводимой Центром общественно-политических исследований "Русская Балтика" при поддержке Российского Союза Молодёжи и БФУ им. И. Канта, известный российский журналист, директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир МАМОНТОВ:
- Владимир Константинович, сейчас в медиапространстве Прибалтики развивается сразу несколько параллельных процессов: усиливается давление на русскоязычные СМИ, обсуждают возможность появления альтернативных СМИ для русских, а также появление таких объектов НАТО, как, например, Центр компетенции стратегической коммуникации. Как Вы думаете, взаимосвязаны ли все эти инициативы?
- Вообще сейчас по всему постсоветскому пространству развернётся борьба за русскоязычное население, мы будем видеть всё новые повороты.
Недавно у меня состоялся очень интересный диалог с представителями, условно говоря, Евромайдана из Азербайджана, у них определённые политические взгляды. И они взволнованно стали меня расспрашивать о том, что произойдёт. Россия сделала заявление, что она везде будет защищать русскоязычное население, плюс события на Украине подпитывают эти волнения. Мой ответ им был следующим: на месте руководителей ваших стран я бы озаботился тем, как живёт у меня русскоязычное население. Не притесняют ли его, оно равноправно?
Ведь есть и наш, и европейский опыт толерантного сожительства разных национальностей. Крым уже показывает нам как полагается, абсолютно по-европейски, по-человечески устроенную межнациональную модель: государственными языками будут русский, украинский и крымско-татарский, к примеру. И даже нет никаких вопросов – равенство всех, конечно же, будет обеспечено.
Во-первых, это выгодно для мира и спокойствия, а во-вторых, это соответствует нормальной мировой практике.
Поэтому сейчас мы увидим всяческие волнения, переформатирования русских партий, сообществ, организаций. Многие будут стараться под разными предлогами сделать всевозможные шаги, которые бы продемонстрировали большую лояльность к русскоязычному населению. Главное, чтобы это не закончилось лишь демонстрацией, а в худшем случае – формированием негативного образа России, что я вполне предвижу.
Если вы, находясь в Латвии, действительно озаботились проблемой русскоязычного населения – понятно, что нужно делать. Не «центр компетенции» надо создавать в первую очередь. Необходимо обеспечить равноправие.
- Но тут логика такая – прибалтийские политики, казалось бы, не уничтожают полностью русскоязычное медиаполе, но задают ему определённую идеологическую направленность…
- Конечно. Они хотели бы, как я себе понимаю, приручить русскоязычных журналистов, а следом - русскоязычное население. Поставить его в некие выгодные им рамки. При этом не думаю, что кто-то заботится об истинном равноправии.
- Того, кто указывает на американский след в том или ином процессе, сразу клеймят конспирологами. Но согласитесь, в открытом доступе лежит законопроект №2277, в котором предписывается «увеличение русскоязычного телерадиовещания в других приоритетных странах, включая Эстонию, Литву и Латвию». То есть и в попытке появления «альтернативных» русскоязычных СМИ Прибалтики без США не обошлось?
- Недавно мне довелось побывать на интересной лекции, которую читали студентам-конфликтологам. Суть этой специальности заключается в том, чтобы найти причину конфликта. Лектору буквально на пальцах, не без чувства юмора, но удалось доказать, что в современном мире источник конфликта всегда один – американцы.
Посмотрите, что у нас происходит не без их пристального внимания: многие русскоязычные журналисты, мягко говоря, не разделяют народное мнение, мнение большинства, а чуть что бегут за консультациями в посольство. В «центр компетенции». Как мы их называем? Простите, пятой колонной.
Вот таких русскоязычных американцы и хотят там, в Прибалтике, «воспитать».
На мой взгляд, интересы России очень часто, по большому счёту, сходятся с интересами постсоветских государств. Не дать этим возможностям реализоваться, противопоставить свои собственные интересы – вот что мы видим на постсоветском пространстве со стороны США сейчас. И скрыть подлинные цели уже невозможно.
Это как во Львове, когда они поняли, что перегнули палку, решили провести день русского языка… Ребята, говорите хоть на древнегреческом, но ваше отношение к русскому миру, к российским интересам уже ясно. Уже поздно.
Не знаю, конспирология это или нет. Но когда американцы и их подпевалы возьмутся проводить в жизнь те или иные проекты с русским миром, то на моем лице счастья вы не дождётесь. В этом факте я, скорее всего, увижу лишь очередное предательство. Акунинское «трезвому с пьяными тяжело». Или «тяжело больную страну» Улицкой.
В лучшем случае, готовится ещё один отряд лояльных потребленцев, на каком бы языке они ни говорили. А в худшем – собираются подготовить противников российскому интересу.
- Пожалуй, впервые прибалтийские медиа стали работать не только на внутренний спрос, но и на внешний – стали приглашать российских оппозиционных журналистов, чтобы те писали и о Прибалтике, и о России. Как Вы оцениваете такой процесс и почему сейчас была запущена такая схема «рекрутирования» российских журналистов?
- Не так и важно, где сидят эти журналисты. Неважно же, например, где сидит то же «Радио Свобода». Они могут быть где угодно – это не имеет значения. Мир глобализуется.
Ну, будут такие из Риги вещать; как в советское время говорили: «Нехай клевещут».
- Не кажется ли Вам, что есть в этом некоторое позёрство: критиковать из-за рубежа, играя роль «жертвы режима», через СМИ свою страну, её политику? Ведь можно было такие же оппозиционные интернет-проекты запустить в России, но, видимо, хочется придать всему этому налёт эмигрантской романтики…
- Может, и так. Что бы мы ни говорили о развитии технологий, а суть в новом веке ничем не отличается от распространенной советской практики. Вопрос, честен ли ты сам с собой. К примеру, Довлатов, приехал туда, посмотрел и сказал: «Да вы ничем не лучше этих». И мы от этого открытия получили много прекрасных, горьких, правдивых текстов для чтения и новых материалов для исследований.
Но если в целом говорить насчет того, что это за история и на что она направлена, то можно уверенно сказать – против российских интересов. Там будут кормиться, а тут трепать нервы.
- Но вот те же Троицкий, Тимченко, Панюшкин и другие активные участники новых прибалтийских медиапроектов – они же профессиональные журналисты (к тому же либерального толка) и должны понимать, что в Прибалтике они подписываются на то, чтобы делать пропаганду. Ту самую пропаганду, за которую они критикуют в том числе и саму Россию.
- У них внутри произошёл выбор. Могу предположить, что они поехали за дополнительным комфортом; возможно, были сделаны выгодные материальные предложения.
Но что касается внутреннего принятия решения, оно произошло уже очень давно у многих представителей нашей элиты.
И какая разница, где живёт этот оппозиционный журналист? В их системе ценностей, например, из Швейцарии, Родину гораздо приятнее не любить или, наоборот, любить.
- Кроме того, нельзя забывать, что если ещё и нет «горячей войны», то «информационная война» идёт очень активно. И кто же тогда в нынешних условиях эти журналисты и профессионалы? «Власовцы» от журналистики?
- Надо ценить время, пока всё тихо и мирно, а международная обстановка не накалена, а не лицемерно вопить о «тридцать седьмом годе» и «кровавом режиме». Это огромное поле возможностей, когда можно говорить о дальнейшем развитии страны без «подрыва» и «пятой колонны». Это возможности для верных решений, гражданского мира, строительства новых общественных организаций и т. д.
Но когда, как сейчас, угрозы материализуются, когда становится понятно, что против тебя ведётся информационная и санкционная война, – делай выбор.
Может, это и есть их выбор? Они не хотели принимать прямого участия в сложных процессах, вот и уехали подальше. Давайте скажем по-честному: лучше уж пусть уезжают. Тут мы с вами коснулись, кстати очень драматичных вещей, которые человека сильно будоражат внутренне – если он умен, честен и совестлив. У меня есть полушутливый стишок, обращенных к либерально настроенному лирическому герою, другу-противнику, который, на мой взгляд, перешел всякие границы в оценках страны: «Мне неохота застрелиться, чтоб палачом твоим не стать». Может, и хорошо, что они уехали. Вот некоторые сейчас страдают, вспоминая, что в молодой Советской республике часть интеллигенции посадили на «философский пароход» и отправили за границу. Но Советская республика тогда понимала, что идёт война и этих людей, мечущихся и вражески настроенных, гуманнее выслать. Но тогда их отправили и дверь закрыли. А сейчас глобальный мир, да и пароходов свободных нет – все нефть да курятину возят.
- Насколько эффективны, на Ваш взгляд, будут новые прибалтийские медиапроекты, центры НАТО и прочее? Чего следует ожидать дальше в этой сфере?
- Это будет зависеть не только от их бурной деятельности. Думаю, вопрос лишь в том, как мы будем противостоять этому.
- И как мы можем это делать?
- Глушить, конечно, не надо. Да и невозможно.
Тех, кто думает и работает иначе, не надо, к счастью, срочно выращивать в колбе. Есть СМИ, есть люди, которые всё понимают.
У меня недавно спросили представители как раз структуры, вещавшей на нас из-за рубежа долгие годы: «Что происходит? Вы же государственник, охранитель – объясните нам, что происходит? Все мгновенно сгруппировались, все за страну, за Россию, за Крым. «Бог с ним, с пармезаном». Что творится? Вам что, что-то пообещали? Зарплату подняли?» Я говорю: «Да ничего. Просто большинство народа точно так же думает. Например, о сыре. И о Крыме. У нас, правда, большинство за Крым. Хотя и не против сыра, но тут можно потерпеть». Они: «Да быть такого не может!» Я говорю: «Так всё и есть!»
Но эти люди не верят, что возможно подобное убеждение: они столько лет лили кислоту, и на тебе!