Показательная история разворачивается сейчас вокруг латвийского театрального режиссера Алвиса Херманиса. Пять лет назад Херманису был запрещен въезд в Россию за многочисленные антироссийские и русофобские заявления. Теперь режиссер ставит спектакль о Горбачеве, мечтает попасть в Москву на премьеру… и ради этого рассыпается в славословиях русскому языку и культуре. Метаморфозы Херманиса — это модель отношения к восточному соседу стран Балтии, которые хотят свободно ненавидеть Россию и одновременно на ней зарабатывать.
Алвис Херманис — тот уникальный типаж публичного деятеля, который ненавидит Россию и русских за их же счет. Режиссер сделал себе имя в театральном мире благодаря России, зарабатывал в России и на России. И он же, живя со спектаклей, поставленных на гранты Минкульта России, поливал ее помоями.
Херманис заявлял, что Россия использует «мягкую силу», чтобы снова оккупировать Латвию. Говорил, что творческие люди, работающие в России, — часть системы, даже если на словах они против Кремля. Наконец, называл Россию «болезнью всего международного сообщества».
Подобные эскапады продолжались многие годы и в конце концов довели человека искусства до запрета на въезд в Россию, чему Херманис несказанно удивился, ведь в России все эти годы он успешно делал карьеру.
В Москве режиссер ставил спектакли, имевшие успех и у театральных критиков, и у столичной публики. В 2010 году его постановка «Рассказы Шукшина» получила главную российскую театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший драматический спектакль большой формы».
Уже после объявления Херманиса персоной нон-грата «Рассказы Шукшина» посетил президент России Владимир Путин, которого постановщик называл «врагом номер один русского народа». После просмотра «Рассказов Шукшина» Путин взял слово и поблагодарил режиссера и артистов, которые «под стать этому гениальному автору».
Видимо, латвийский деятель настолько ошалел от этого невероятного российского либерализма, что решил: он может позволить себе все, и ничего ему за это не будет.
В отношении русских Латвии Херманис дошел до откровенного разжигания ненависти, за которое в более цивилизованной стране его бы привлекли по уголовной статье.
Модный театральный режиссер самозабвенно выискивал русскую «пятую колонну» в стране. Он объявлял предателями всех, кто выступает за придание русскому языку официального статуса в Латвии. Высказывался за введение избирательного ценза, чтобы лишить права голоса тех, кто не голосует за латышские партии.
Доставалось от него и национально несознательным соплеменникам. Херманис сравнивал с проститутками престарелых латышских тетушек, которые предают свою чистую кровь и голосуют за русского Нила Ушакова только за то, что тот сделал им бесплатный проезд в рижском трамвае.
Для Латвии подобные речи ненависти в порядке вещей, и Херманису за это ничего не было. Россия в конце концов внесла национально озабоченного деятеля в «черный список», однако и с Москвой у ультраправого режиссера связи не оборвались.
Сегодня Алвис Херманис работает в Театре наций с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой над спектаклем о первом и последнем президенте СССР Михаиле Горбачеве. Российский либерализм по-прежнему зашкаливает: можно представить, какой спектакль про Горбачева поставит в самом модном театре Москве патентованный националист из страны, в числе первых побежавшей из СССР.
Представим, что в Риге ставят спектакль о героях Интерфронта, боровшихся против выхода Латвии из состава великой страны. Не получается? То-то. Обратная ситуация в Москве — пожалуйста.
При этом Алвису Херманису мало того, что в самом сердце «Мордора» будет идти его постановка. Режиссер, судя по его поведению, отчаянно хочет присутствовать на премьере.
Ради того, чтобы попасть в Москву, убежденный националист на глазах у изумленной публики «переобувается в прыжке» и начинает рассказывать, как он на самом деле любит Россию и русских.
«Есть такие ученые, которые считают, что человек — это биоробот. Человек, конечно, очень плохой биоробот. У него слишком большой процент ошибок, слишком высокий коэффициент иррациональности, эмоциональности. Так вот, по-моему, русский человек — это особенно плохой биоробот. И это объясняет популярность русской классики на Западе. Потому что западный театр традиционно настроен на то, чтобы лечить общество, улучшать его жизнь. В России театр всегда был совсем для другого — для того, чтобы исследовать человеческую душу», — рассказывает теперь Алвис Херманис.
Всего несколько месяцев назад режиссер открыто говорил, что он латышский националист, что гордится этим, что латыши должны бороться за свои идентичность, язык и культуру (в переводе с языка латышского национализма это значит "бороться против русской идентичности, языка и культуры"). Теперь же Херманис приходит на встречу с русскоязычными театралами в рижский Русский театр и открывает там проект «Русская литература в театре».
Неужели эта молниеносная смена убеждений вызвана тем, что в следующем театральном сезоне у худрука Нового рижского театра премьера в Москве, тогда же истекает срок пятилетнего запрета на въезд в Россию, и режиссеру очень хочется увидеть триумф своего спектакля и очень не хочется, чтобы ему продлили запрет?
Казус Алвиса Херманиса показателен. Сколько таких прибалтийских «патриотов» плюются русофобией с утра до ночи, но стоит возникнуть из-за этого угрозе их шкурным интересам, начинают оглядываться и твердить: знаете, все это говорилось для внутренней аудитории, а на самом деле я так люблю русский язык и русскую культуру, какое вам дело до нашего русского быдла… может, договоримся?
Обычно такое начинают говорить, когда оказываются недоступны деньги и личное потребление. Специфика Херманиса в том, что для него недоступным оказалось символическое потребление — восхищение публики, аплодисменты и крики «браво!»
Для человека искусства это будет поважнее денег. Поэтому, чтобы снова пользоваться либерализмом культурной метрополии и морщиться на «немытую Россию» в компании фрондирующих московских снобов, катая при этом во рту клубничку с шампанским после премьеры своего спектакля о Горбачеве, незазорно на время переодеться из русофобов в «ватники».