Уже в 1930-е годы высший командный состав НКВД СССР осознал, что лидеры украинского националистического движения представляют реальную угрозу не только гражданскому населению, но и советской государственной системе. С тех пор руководители советских спецслужб основательно взялись за бандеровцев, ликвидировать которых было не так просто. Каждая операция по их устранению тщательно и кропотливо готовилась, зачастую результата удавалось добиться только после целой серии неудач. Аналитический портал RuBaltic.Ru представляет наиболее известные операции советских спецслужб по ликвидации главных украинских националистов, выпивших немало крови у советского и польского народов.
Коробка шоколадных конфет
Евгений Коновалец в 1930-е годы был одним из столпов украинского националистического движения и главным объектом охоты советских спецслужб. Ведь именно благодаря его стараниям была создана Организация украинских националистов (ОУН, запрещена в России — прим. RuBaltic.Ru).
Операция по его устранению разрабатывалась в течение долгого времени. Для этого в его окружение был внедрен молодой агент НКВД Павел Судоплатов, который настолько втерся в доверие лидеру ОУН, что даже ходил с ним попариться в баню. По словам Судоплатова, между ними сложились настоящие теплые дружеские отношения.
Во второй половине 1930-х годов Коновалец разъезжал по зарубежным странам, собирая среди украинских эмигрантов деньги на борьбу с советской властью.
После того как он начал активно сотрудничать с немецкой разведкой, советскими спецслужбами в 1938 году было принято решение устранить лидера украинского националистического движения.
Судоплатов следующим образом вспоминает те события:
«Сотрудник отдела оперативно-технических средств Тимашков получил задание изготовить взрывное устройство, внешне выглядевшее как коробка шоколадных конфет, расписанная в традиционном украинском стиле. Используя свое прикрытие, я был зачислен радистом на грузовое судно "Шилка", благодаря чему я встречался с Коновальцем в Антверпене, Роттердаме и Гавре...
23 мая 1938 года мы договорились встретится в Роттердаме. Время без десяти двенадцать. Прогуливаясь по переулку возле ресторана "Атланта", я увидел сидящего за столиком у окна Коновальца, ожидавшего моего прихода… Я вошел в ресторан, подсел к нему, и после непродолжительного разговора мы условились снова встретиться в центре Роттердама в 17.00. Я вручил ему подарок, коробку шоколадных конфет, и сказал, что мне сейчас надо возвращаться на судно… Помню, как, выйдя из ресторана, свернул направо на боковую улочку, по обе стороны которой располагались многочисленные магазины. В первом же из них, торговавшем мужской одеждой, я купил шляпу и светлый плащ. Выходя из магазина, я услышал звук, напоминавший хлопок лопнувшей шины. Люди вокруг меня побежали в сторону ресторана. Я поспешил на вокзал, сел на первый же поезд, отправлявшийся в Париж».
Сдали свои же
Дмитрий Клячкивский, по кличке Клим Савур, — главный инициатор Волынской резни и настоящий мясник. Во второй половине 1930 годов он был одним из ключевых деятелей украинского националистического движения в Галиции, занимавшегося вербовкой молодежи. В 1941 году советские спецслужбы схватили Клячкивского, за подготовку антисоветского выступления он получил 10 лет тюрьмы.
После отступления Красной армии из Львова в конце июня 1941 года Клячкивский вышел на свободу и продолжил плести свою националистическую паутину.
Во время войны он возглавил Украинскую повстанческую армию (УПА, запрещена в России — прим. RuBaltic.Ru). Чтобы подняться по карьерной лестнице, он убивал тех, кто стоял у него на пути.
Именно Клячкивский несет прямую ответственность за массовое уничтожение польского населения на Волыни.
Кроме того, Клячкивский отдал приказ об убийстве советских военнопленных, бежавших из немецкого плена, а также советских партизан. В период наступления Красной армии в 1944 году он делился развединформацией с немецким командованием.
После того как одно из подразделений Клячкивского смертельно ранило командующего 1-м Украинским фронтом Николая Ватутина, советские спецслужбы плотно взялись за лидера УПА. Место пребывания Клячкивского удалось узнать благодаря допросам его «верного» соратника Юрия Стельмащука, который был схвачен в начале 1945 году в результате рейда сотрудниками НКВД.
Из протокола допроса Стельмащука:
«Исходя из того, что "Клим САВУР" обусловил со мной встречу на 30 января 1945 г. на Оржевских хуторах, Клеванского района, Ровенской области, я считаю, что до сего времени он со своей личной охраной, состоящей из 2–3 хорошо вооруженных бандитов, должен находиться на указанных хуторах, где он имеет надежную пособническую базу.
В 1–1,5 км от "Клима САВУРА" постоянно находится прикрывающий его ВОП ("отряд особого назначения") под командованием "УЗБЕКА" в составе 60 человек, вооруженных ручными пулеметами, автоматами и винтовками.
Насколько мне известно, "Клим САВУР" никогда в подземных убежищах не скрывается, предпочитая им в дневное время лес, а в ночное — конспиративные квартиры, содержателями которых являются преданные ему лица из местных жителей».
12 февраля 1945 г. оперативно-войсковая группа советских спецслужб в ходе развернувшегося боя ликвидировала Клячкивского, обнаружив при нем немало важных документов УПА.
Вычислили благодаря телохранителю-женщине
Роман Шухевич — символ антисоветского националистического движения на Западе Украины и верный сторонник Степана Бандеры. Перед началом Великой Отечественной войны он служил инструктором в школе абвера в городе Криница, где проходили подготовку украинские диверсанты, которых забрасывали на территорию СССР для сбора разведывательной информации. С началом войны Шухевич занимал должность заместителя командира батальона «Нахтигаль», а затем — заместителя командира 201-го батальона шуцманшафта.
В 1944 году Шухевич возглавил УПА. Благодаря его усилиям и хорошему организаторскому таланту бандеровское движение на Западной Украине приобрело невиданный размах. Многочисленные попытки его поймать не увенчались успехом.
По воспоминаниям уже упомянутого выше Судоплатова, «этот человек обладал незаурядной храбростью и имел опыт конспиративной работы, что позволило ему еще и через семь лет после ухода немцев заниматься активной подрывной деятельностью. В то время как мы разыскивали его в окрестностях Львова, он находился в кардиологическом санатории на берегу Черного моря под Одессой. Потом, как нам стало известно, он объявился во Львове, где встретился с несколькими видными деятелями культуры и даже послал венок от своего имени на похороны одного из них. Его рискованный жест вызвал разговоры в городе, и наш агент, бывшая актриса театра "Березиль" в Харькове, писавшая для "Известий", подтвердила присутствие Шухевича в районе Львова. Нам, в свою очередь, удалось установить личность четырех его телохранителей-женщин, которые одновременно были и его любовницами».
В результате кропотливой оперативной работы и сбора данных агентами в марте 1950 года удалось узнать точное местоположение Шухевича: село Белогорща под Львовом. Для его задержания была сформирована специальная команда.
Согласно воспоминаниям Судоплатова, двадцать оперативников МГБ окружили сельпо, в котором находился Шухевич. Генерал МГБ Дроздов «потребовал от Шухевича сложить оружие — в этом случае ему гарантировали жизнь. В ответ прозвучала автоматная очередь. Шухевич, пытаясь прорвать кольцо окружения, бросил из укрытия две ручные гранаты. Завязалась перестрелка, в результате которой Шухевич был убит. После смерти Шухевича движение сопротивления в Западной Украине пошло на убыль и вскоре затихло».
Пистолет, стреляющий ампулами с раствором цианистого калия
Степан Бандера — лидер и организатор украинского националистического движения. Перед началом Великой Отечественной войны принимал деятельное участие в подготовке антисоветского восстания на Западной Украине, а также нападения Германии на СССР.
В годы немецкой оккупации после попытки создания самостоятельного украинского государства оказался под домашним арестом, позднее был отправлен в концлагерь Заксенхаузен.
После окончания войны с небольшим перерывом возглавлял Провод зарубежных частей ОУН, параллельно сотрудничая с британскими и американскими спецслужбами.
В период с 1947 по 1959 год советские спецслужбы предприняли несколько неудачных попыток устранить Бандеру. Подобраться к апологету националистического движения, который проживал в Мюнхене, было непросто: его круглосуточно усиленно охраняли.
На протяжении всего 1959 года за Бандерой следил агент КГБ Богдан Сташинский, который за два года до этого застрелил другого видного деятеля украинского националистического движения Льва Ребету.
Только спустя 10 месяцев после обнаружения местожительства Бандеры Сташинский смог подобраться к нему.
15 октября 1959 года Сташинский организовал засаду в подъезде дома, где проживал Бандера. В руках у него был газетный сверток, внутри которого находился специальный пистолет, стреляющий ампулами с раствором цианистого калия.
В этот день, всегда осторожный и бдительный, Бандера почему-то неожиданно отпустил телохранителей, что в итоге стоило ему жизни.
Негромкий выстрел и крик Бандеры. Вышедшие соседи обнаружили распластавшимся на лестничной клетке некогда всемогущего вожака украинских националистов.
По дороге в больницу он скончался. Первичный диагноз — трещина в основании черепа в результате падения. Только после исследования анализов было установлено, что «смерть наступила вследствие насилия путем отправления цианистым калием».
*ОУН-УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru