В этом месяце корейскую судоверфь покинет плавучий СПГ-терминал «Independence», предназначенный для Литвы. Однако открытым остаётся вопрос, насколько выгодным для балтийской республики будет замещение продукции «Газпрома» сжиженным газом, а также неясно, кто же будет поставлять в Литву свои энергоресурсы. О перспективах запуска СПГ-терминала в Клайпеде порталу RuBaltic.Ru рассказал заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности (РФ) Алексей ГРИВАЧ:
- Алексей Игоревич, как Вы оцениваете планы Литвы диверсифицировать свой газовый импорт и вообще претензию на энергетическую самостоятельность?
- Диверсификация – это законное и вполне разумное стремление любой страны и любого потребителя. Всегда должна быть возможность каких-либо альтернативных закупок.
Вопрос в том, какими методами это достигается, насколько справедливыми и честными с точки зрения конкурентной борьбы.
- Один из механизмов этой диверсификации – СПГ-терминал в Клайпеде, который планируется запустить к концу 2014 г. Может ли эта мера, на Ваш взгляд, сделать Литву энергетически независимой от России?
- Терминал сам по себе не является источником энергетической независимости. Он может быть таковым, если в него поступают необходимые объёмы газа по комфортным для потребителя ценам.
В этом и заключается вопрос, поскольку у литовской стороны нет никаких контрактов на импорт СПГ по приемлемой цене.
Перед глазами есть пример Польши, которая достраивает стационарный терминал, больше и лучше, чем в Литве, и они получили контракт. Но он оказался экономически, мягко говоря, не очень привлекательным, а именно в полтора раза больше по цене, чем в настоящее время Польше предоставляет Москва. Конечно, можно говорить, что это плата за энергетическую независимость, но пока это выглядит скорее как плата за политическую глупость.
- Насколько перспективно и экономически выгодно для Литвы использование сжиженного газа?
- Экономически его пока оправдать достаточно сложно. Чтобы окупить эти вложения, применяются абсолютно нерыночные методы. В частности, на потребителей Литвы наложены обязательства покупать газ вне зависимости от его стоимости. Поэтому это проект политический, он направлен на то, чтобы появился альтернативный поставщик, и определённая экономическая логика в этом есть. Сыграет ли она, и будет ли она на самом деле подкреплена реальностью, покажет время и возможность Литвы приобрести газ на рынке. Если она не приобретёт его по приемлемой цене, то это будет означать экономические потери.
Сейчас ситуация на рынке достаточно сложная. Для того чтобы купить СПГ, нужно заплатить больше, чем платят азиатские потребители, где спрос растёт. Они готовы платить даже больше, чем платит «Газпрому» Литва, которая считает эту цену неадекватной. Кроме того, в рамках конкуренции «Газпром» может немного снизить цену. К примеру, пришёл газ на 5% дешевле, «Газпром» вполне может снизить цену. Но это опять будет означать убытки по содержанию структуры. Будет ли снижение цены со стороны «Газпрома» оправдывать повышение стоимости газа для конечных потребителей, которые вынуждены будут содержать структуру СПГ в качестве пугала – лично для меня это неочевидно.
- Насколько дорого содержание СПГ-терминала в принципе? Как Вы думаете, готова ли Литва в финансовом отношении к его содержанию и как это может отразиться на экономике страны?
- Не знаю, богата ли Литва настолько, чтобы покупать газ по 600 долларов за тысячу кубометров. С литовским терминалом есть одна большая фундаментальная и идеологическая проблема:
терминал, который должен стать оплотом увеличения конкуренции, на самом деле строится на принципах принуждения.
В законе, на базе которого он должен функционировать, говорится об обязательствах всех потребителей Литвы закупать 25% газа с этого терминала. Не право, а обязательство, по любой цене. Это, мягко говоря, очень мало соотносится со свободным рыночным выбором.
Что касается сланцевого газа, то, по последним данным, даже каких-либо ресурсов не обнаружено, и говорить о перспективах, особенно когда мы видим «успехи» на территории Польши (то есть самой перспективной страны, по мнению американцев), где разведка ресурсов даёт не очень обнадёживающие результаты, то что говорить о литовских перспективах? Это самонадеянно.
- Кто, на Ваш взгляд, может стать поставщиком СПГ для Литвы?
- Компании, у которых есть портфели СПГ. В настоящее время эти компании предпочитают экспортировать газ на азиатские рынки, где цены сформированы примерно на уровне 600 долларов за тысячу кубометров. Для того чтобы с ними конкурировать, нужно предлагать более интересные финансовые условия, то есть предлагать более высокую цену. Готова ли Литва к этому? Плюс инвестиции на аренду терминала. В сегодняшних условиях это приведёт только к одному: повышению цены для конечных потребителей.
- Какое влияние на энергетическое развитие Балтийского региона в целом может оказать запуск СПГ-терминала в Клайпеде?
- Сам по себе никакого. Если Литва сможет купить газ по приемлемой цене, то возможно. Пока это находится под большим вопросом.