В конце 2024 года Россия и Беларусь подписали пакет документов, направленных на активизацию взаимодействия в транспортной сфере. Усилия, предпринимаемые Москвой и Минском на этом направлении, сорвали попытки коллективного Запада установить блокаду РФ и РБ. Сейчас российско-белорусское сотрудничество направлено на формирование полноценной единой транспортной системы Союзного государства. Это повысит продуктивность работы коммерческих структур и сделает комфортнее жизнь граждан.
13 декабря 2024 года в Министерстве транспорта РФ прошла встреча глав транспортных ведомств России и Беларуси Романа Старовойта и Алексея Ляхновича. Они подписали ряд стратегических документов, направленных на развитие российско-белорусского сотрудничества: Протокол заседания Совместной комиссии о сотрудничестве в области перевозки отдельных видов грузов, Протокол заседания Совместной комиссии о сотрудничестве в области перевозки нефтепродуктов и План мероприятий по совершенствованию автомобильных дорог Союзного государства.
«Расширение сотрудничества в сфере развития транспортного комплекса входит в число стратегических направлений работы правительств России и Беларуси. В этом году мы отмечаем 25-летие со дня подписания Договора о создании СГ. Как отмечают главы наших государств Владимир Путин и Александр Лукашенко, эффективная совместная работа помогает нашим странам успешно координировать свою работу, динамично развиваться и добиваться значительных экономических результатов», — подчеркнул заместитель председателя правительства Российской Федерации Виталий Савельев.
В Минтрансе РФ отметили, что в 2024 году транспортный комплекс Союзного государства достиг значительных успехов. Основные показатели уже в начале декабря превысили достижения за весь прошлый год. В результате сотрудничества железнодорожников РФ и РБ возобновлено сообщение между Смоленской и Витебской, а также Псковской и Витебской областями. 1 ноября был запущен дополнительный поезд «Ласточка» по маршруту Москва — Минск. А новые линии гражданской авиации связали между собой Самару, Ульяновск, Челябинск и Махачкалу с Минском, Москву с Брестом, Санкт-Петербург с Гомелем.
За день до встречи министров, 12 декабря, Россия и Беларусь приняли участие в подписании меморандума о сотрудничестве стран СНГ в области цифровой трансформации транспортного комплекса.
А в конце ноября 2024 года российский парламент внес изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Речь идет о создании в рамках СГ единой системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
«Создается система заключения и признания договоров ОСАГО на территории Союзного государства России и Беларуси. Договоры для поездок на территорию сопредельной страны составляются в форме электронного документа в дополнение к основному национальному договору ОСАГО. Данные о заключении договора включаются в автоматизированную информационную систему страхования», — пояснил в ходе презентации нового нормативного акта в Совфеде заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Мухарбий Ульбашев.
Он отметил, что новации будут способствовать повышению уровня страховой защиты граждан России и Беларуси.
Несколькими днями ранее представители Минтрансов РФ и РБ парафировали План мероприятий по совершенствованию автомобильных дорог Союзного государства в период 2024–2026 годов. А белорусский НИИ транспорта «Транстехника» и российский Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта подписали соглашение о сотрудничестве.
Новые документы стали очередными шагами к большой цели — созданию единой транспортной системы СГ. Она была зафиксирована еще в договоре «О создании Союзного государства» 1999 года. Тогда же была утверждена Союзная программа по унификации регулирования транспортного рынка.
По словам экспертов, изначально создать единую систему планировали достаточно быстро. Но в начале третьего тысячелетия технологии развивались галопирующими темпами, поэтому каждый день возникало множество нюансов, которые необходимо было учитывать органам власти России и Беларуси: новый транспорт, цифровые системы управления, товары, которых ранее не существовало. Однако, несмотря на технические и нормативные сложности, от стратегической цели никто не думал отказываться. И в 2020-е годы работа в этом направлении резко интенсифицировалась.
В 2021 году был принят Декрет «Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства», содержащий описание систем транспортного контроля двух стран. А 18 июня 2023 года было заключено Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь о взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов и тарифов. 18 августа 2023 года в Министерстве транспорта РФ подписали Соглашение о международных автомобильных перевозках между Россией и Беларусью.
«Развитие транспортной сферы — это вопрос не только развития экономики, но и устойчивого движения вперед Союза в целом», — заявил в 2023 году в интервью «Российской газете» сенатор Григорий Рапота.
Усилия в нормативной сфере приносят конкретные результаты.
По итогам прошлого года Беларусь нарастила объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в направлении 20 российских портов.
«В настоящее время мы работаем в рамках двух межправсоглашений — об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки нефтепродуктов, а также в области развития перевозок отдельных видов грузов (удобрения, лесные грузы, металлопродукция)», — заявил во время заседания Высшего госсовета Союзного государства в январе 2024 года Алексей Ляхнович.
В январе-августе текущего года валовая добавленная стоимость по транспортной деятельности составила 106,1% к соответствующему уровню 2023 года. Выросли и грузооборот, и пассажирооборот, и экспорт транспортных услуг — на 13,5%. На фоне санкционного давления со стороны коллективного Запада продолжается переориентация белорусских экспортных грузов на восточное направление с сокращением объемов транзита грузов в направлении Восток — Запад — Восток.
«По сути, попытка западных стран устроить транспортную блокаду СГ провалилась. Десятки миллионов тонн товаров попадают на новые рынки, в дружественные государства. Это тоже очень конкретный, практический результат союзной интеграции. Очень большая работа ведется в транспортной сфере. Мы, по сути, создаем общее транспортное пространство Союзного государства. Работаем и по авиационному, и по железнодорожному транспорту. Высокие показатели достигнуты по транзиту белорусских и российских грузов», — заявил участникам конференции «Союзное государство: интеграция, развитие, доверие» в Москве заместитель руководителя аппарата правительства РФ Эльмир Тагиров.
Представители России и Беларуси продолжают прорабатывать мельчайшие аспекты нормативного регулирования транспортной и таможенной деятельности, ищут новые технические решения, чтобы каждый промышленник, грузоперевозчик, водитель легкового автомобиля или пассажир мог чувствовать себя в любой точке СГ как дома. Это напрямую влияет на рост промышленного потенциала и инвестиционной привлекательности Союзного государства. Единая транспортная система — залог стабильного и устойчивого развития экономик и обеспечения роста благосостояния граждан двух стран.