Ситуация в энергетике балтийских государств ухудшается буквально на глазах. Власти Эстонии уже даже запускают сеть «кризисных» магазинов, способных работать без электроэнергии. Стоимость киловатт-часов во всех республиках Прибалтики стремительно растет. В пиковые моменты их цена в 65 раз превышает финские тарифы. Несмотря на это, местные политические элиты продолжают разрывать энергетические связи с Россией и Беларусью. Качество жизни сограждан для них ничто, главное — имидж в глазах Брюсселя, Лондона и Вашингтона.
Власти Эстонии в октябре 2024 года заключили договоры с торговыми предприятиями, работающими под брендами Coop, Lidl, Grossi Toidukaubad, Rimi и Selver, на создание в стране 27 «кризисных» магазинов. Интересы официального Таллина в этом процессе представляет Эстонский центр резервов. Это пока лишь первый конкурс. Таких торговых точек в перспективе будет намного больше.
«Центр запасов обеспечит магазины мощными электрогенераторами. Торговцы инвестируют в модернизацию своих технических систем, чтобы в случае масштабного отключения электроэнергии магазин, его аптека и банкомат могли продолжать работать на альтернативном источнике питания», — цитируют местные СМИ члена правления Эстонского центра запасов Прийта Плоомпуу.
К концу 2026 года подобных торговых точек должны быть не менее 110. В случае тотальных отключений электроэнергии они должны гарантировать работу не менее 5 часов в день, наличие товаров первой необходимости и возможность оплаты оффлайн на сумму до 200 евро. Если в одном здании с магазином находятся банкомат и аптека, они также должны быть снабжены генератором. Любопытно, что официальный Таллин из соображений секретности не будет публично сообщать, какие именно магазины станут «кризисными». Как эстонцы узнают, куда им бежать в случае отключений электроэнергии, загадка.
«Кризисы бывают разными. Возможно, даже во время кризиса все обычные магазины останутся открытыми и не будет необходимости приобретать продукты только в кризисных магазинах. Если же ситуация такова, что не все магазины смогут работать, торговые сети сосредоточат свои поставки на кризисных магазинах», — заявил руководитель по кризисным ситуациям Министерства регионального развития и сельского хозяйства Тоомас Унт.
Владельцы провинциальных магазинов, судя по комментариям в СМИ, отреагировали на идею властей без всякого энтузиазма и сотрудничать с центром резервов не собираются. Ведь постоянно держать на всякий случай запас скоропортящихся товаров нерентабельно и просто глупо.
«Представим, что отключится электричество и в моем магазине, например, закончится молоко или хлеб. А ко мне приедет человек, для которого это ближайший магазин в радиусе 10 км, и не сможет получить эти товары. Какие у меня обязанности в этом случае?», — спрашивает предприниматель Яан Коорт.
Впрочем, у эстонских властей предлагать идеи с сомнительной перспективной реализации давно уже вошло в привычку. Интересно другое: почему вдруг официальный Таллин так озадачился планом действий на случай тотального отключения электроэнергии? Не в том ли дело, что в Прибалтике в последнее время возник энергодефицит, а цены на электричество подскочили до рекордного уровня?
Согласно информации биржи NordPool, среднемесячная оптовая стоимость электроэнергии в Прибалтике в октябре выросла до 127,7 евро за МВт-ч. Это самый высокий уровень за два последних года.
В Литве цена подскочила на 196%, в Латвии и Эстонии — на 185%. В последние несколько недель тариф в Эстонии «скакал» так сильно, что временами в 65 раз превышал финский.
«В странах Балтии скачок цен был вызван прежде всего резким снижением производства электроэнергии: производство ветровой энергии сократилось на 68%, солнечной энергии — на 20%, а потребление электроэнергии увеличилось на 6%. В результате соотношение производства и потребления электроэнергии в странах Балтии снизилось на 14 процентных пунктов», — заявил в комментарии местным СМИ руководитель Департамента бизнес-решений компании энергетических решений Elektrum Lietuva Марюс Кетис.
За первую неделю октября все три Прибалтийских государства вместе произвели всего 53% необходимой им электроэнергии. Причем Литва меньше всех — всего 44% от своей «нормы». Это звучит даже иронично. Ведь в начале 1990-х годов Литва в относительных показателях была одним из самых продвинутых в энергетическом плане государств мира из-за советского наследия в виде Игналинской АЭС, строительство которой обошлось Москве в переводе на современные цены примерно в 50 миллиардов долларов.
Благодаря этому подарку Литва в 1991 году входила в список из 31 страны мира, использовавшей энергию мирного атома. Причем АЭС обеспечивала свыше 88% всего энергопотребления республики. Это был абсолютный мировой рекорд.
Однако Еврокомиссия заявила об «опасности» использования атомной энергетики в Литве и потребовала, чтобы Вильнюс закрыл одну из самых современных и эффективных в мире станций. Хотя литовское население на специальном референдуме проголосовало против прекращения работы АЭС, власти страны проигнорировали его волю, сославшись на то, что до нужного порога явки немного не хватило. В итоге Литва из экспортера электроэнергии превратилась в государство с огромным энергодефицитом, колоссальными счетами за свет и постоянным риском погрузиться в темноту. Уже несколько лет Вильнюс пытается договориться с Варшавой о прокладке кабеля для поставок европейской электроэнергии из Польши. Проект уже несколько раз меняли. Он все время получается или слишком дорогим, или технически нереализуемым. А Брюссель, заставивший Литву в свое время закрыть АЭС, не торопится давать на решение проблемы деньги в достаточных количествах.
Но негативный опыт так ничему и не научил прибалтийские политические элиты. В 2022 году они прекратили покупать российскую электроэнергию, а теперь готовятся вывести республики из энергетического кольца Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (ЭК БРЭЛЛ).
«Решение о выходе из энергокольца БРЭЛЛ, принятое странами Балтии в угоду политическим интересам, нецелесообразно технически и экономически: его последствия отразятся прежде всего на потребителях из этих государств», — прокомментировали действия прибалтийских властей в Минэнерго соседней Беларуси.
Прибалтийские чиновники уже предупредили свое население, что электроэнергия после выхода из БРЭЛЛ подорожает, но убеждают сограждан, что в этом нет ничего страшного. Мол, главное — порвать с «советским прошлым».
«Это следует рассматривать как отсоединение последней пуповины энергетики Литвы, а значит, и экономики Литвы, от постсоветского мира. Это означает полную зрелость энергосистемы, подготовку к полностью самостоятельной, независимой работе, дальнейшее расширение возможностей всех проектов по производству электроэнергии», — заявил советник президента Литвы Ярек Неверович.
А экс-министр энергетики республики Жигимантас Вайчюнас назвал происходящее «очень сильным символическим шагом». Каково от этого «символизма» будет простым людям, никого не волнует.
Проблемы в энергетике стран Балтии — полностью вина местных властей, которые проводят прозападную политику, совершенно не оглядываясь на национальные интересы.