Под давлением ЮНЕСКО и природоохранных организаций Литва отказалась от строительства моста на Куршскую косу. Вместо моста Косу с материковой Литвой, похоже, соединит тоннель. Получается принцип «хрен редьки не слаще»: тоннель задевает песчаные дюны так же, как и мост, поэтому создается впечатление, что правительство Литвы просто издевается.
Длившееся год обсуждение строительства литовского моста на Куршскую косу, в котором Литва демонстративно отказывалась участвовать, называя инфраструктурные проекты на своей территории своим внутренним делом, закончилось тем, что ЮНЕСКО прямо запретила Литве строить мост.
«Теперешняя ситуация, когда никакого моста нет, напротив, создаёт условия для автоматического функционирования фильтра людского потока на взморье. Особенно если учитывать чрезмерно большую нагрузку на местность от транспорта. Поэтому необходимо чётко декларировать, что нынешнее положение должно сохраняться без изменений», - говорит эксперт Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, доктор Тарна Феджерти в отчете о ситуации с Куршской косой.
В заключении отчета доктор Феджерти рекомендует литовским властям законодательно запретить строительство любой переправы на Куршскую косу, увеличивающей поток посетителей взморья.
Вероятно, у литовских властей был соблазн по привычке назвать ЮНЕСКО и ее экспертов «агентами Кремля» и «жертвами российской пропаганды», а их выводы — вмешательством во внутренние дела. Но с международными обязательствами ничего не поделаешь — если Литве хочется быть полноценным членом международного сообщества, то придется их выполнять.
Однако и отказаться от строительства моста, признав свою позицию проигрышной, литовское руководство не в состоянии. Поэтому в Литве пришли к анекдотическому решению — строить на Косу вместо моста тоннель.
«Мы действительно примем во внимание выводы ЮНЕСКО. Если говорят, что мост нельзя строить - не станем, будем думать о тоннеле. Я придерживаюсь такой же позиции: сообщение между Куршской косой и Клайпедой должно быть хорошим, потому что этого хотят сами жители Неринги», - заявил глава Неринги Дарюс Ясайтис.
Объяснения феноменальной ответной реакции литовской стороны возможны следующие. Первое — они «прикалываются» или даже издеваются. Второе — «косят» под дураков. Третье — являются ими.
Потому что не могут ведь они не понимать, что дело не в мосту как таковом, а в увеличении антропогенной нагрузки на Куршскую косу, которое может уничтожить этот хрупкий памятник природы.
В этом смысле «хрен редьки не слаще»: менять мост на тоннель это - менять «шило на мыло». Неконтролируемое посещение Национального парка и резкий наплыв посещающих несут Косе угрозу что в первом, что во втором случае. А в плане воздействия на подвижные песчаные дюны, из которых и состоит Коса, рытьё под дном Куршского залива тоннеля гораздо хуже строительства над ним моста.
«Нужно строго нормировать количество туристов и масштабное строительство вроде мостов. В противном случае её просто смоет, и не будет Куршской косы, - поясняет в интервью RuBaltic.Ru ведущий научный сотрудник Института водных проблем РАН, замзавкафедрой отраслевого и природно-ресурсного управления МГУ Наталья Митина. - Коса образована морем. Надводная часть в основном находится на песках. Существуют методики расчёта возможной экологической и рекреационной нагрузки на экосистемы разного вида. И вот особенно ранимыми являются экосистемы, сформированные на песках. Причём пески эти когда-то двигались, потом на них поселилась растительность. Это закрепило некоторым образом косу. Она остановилась, прекратила разрушаться штормами. За счёт растительности коса становится более-менее стабильной. Как только количество туристов превысит допустимую норму, в первую очередь начнёт выбиваться травянистый покров». И это точка зрения не только российского ученого: эксперты Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и директор литовской части Национального парка «Куршская коса» говорили то же самое.
Но нет, пытаться что-то объяснить литовским властям — это как достучаться до небес.
Поэтому мэр Неринги, как будто не было всех этих споров, дискуссий, экспертных оценок, заявляет, что жители Клайпеды хотят устойчивого сообщения с Куршской косой, поэтому если ЮНЕСКО против моста, то вместо паромов будет тоннель.
Тоннель… Под дном Куршского залива до Косы, образованной из песка!
Если его начнут строить, то о туристической нагрузке на Куршскую косу можно будет не беспокоиться. Строительство подводного тоннеля окажет такое влияние на акваторию Косы, что ни один турист больше на уникальный объект всемирного наследия не попадет. Потому что не будет больше уникального объекта — его стопроцентно смоет.
Остается надеяться, что представители литовской стороны в самом деле так шутят. Не могли же они деградировать до такой степени, чтобы сознательно, не слушая ученых, идти на риск уничтожения выдающегося природного памятника, случайно и незаслуженно в свое время оказавшегося под юрисдикцией их страны?
Впрочем, Литва демонстрирует это, совершенно не свойственное современной Европе, варварство регулярно и в самых разных областях.
Так что если руководство Евросоюза всё же не чуждо идей сохранения всемирного культурного и природного наследия в Европе, то для спасения Куршской косы Еврокомиссии стоит признать это литовское варварство официально. Признать и приказать литовскому руководству вместо тоннеля и моста переправляться на Косу из Клайпеды таким способом, который соответствует уровню его развития. Хотя бы на выдолбленном бревне.