×
Экономика Экономика

Внешняя политика Литвы и Латвии: соперничество вместо сотрудничества

Источник изображения: http://www.president.lt

Распространенное понятие «балтийское единство» на поверку оказывается мифом – к такому выводу можно прийти при сравнении выступлений депутатов из Литвы и Латвии на июньском круглом столе «Литва во главе ЕС: ожидания и возможные итоги» в Калининграде. Литва и Латвия являются скорее конкурентами, чем партнерами в отношениях и с Брюсселем, и со странами постсоветского пространства. Позиции двух стран по таким приоритетам председательства Литвы в ЕС, как общая энергетическая политика и «Восточное партнерство», принципиально различаются, о чем подробно рассказали в Калининграде депутаты парламентов Латвии и Литвы.

Отдельное внимание во время своего председательства в ЕС Литва намерена уделить двум пунктам: укрепление энергетической безопасности путем интеграции в единую энергетическую систему и сближению государств-участниц «Восточного партнерства» с Европейским союзом.

Комментируя данные приоритеты во время выступления на круглом столе в Калининграде, депутат литовского Сейма Валерий Симулик (Социал-демократическая партия Литвы) заявил, что создание единого энергетического рынка ЕС, улучшение логистической инфраструктуры и транспортных соединений является одной из областей, в которых, по мнению Литвы, необходимо усилить активность Европейского союза.

Выступавший сразу после г-на Симулика его коллега из Латвии, депутат Сейма от «Центра Согласия» Николай Кабанов заявил, что единая энергетическая политика ЕС на практике в странах Балтии не работает, потому что вместо сотрудничества в данной сфере имеет место соперничество между государствами.

Это проявляется, например, при выборе места расположения СПГ-терминала на Балтике или при строительстве Висагинской АЭС, когда, по выражению латвийского депутата, «балтийские страны и Польша действовали как лебедь, рак и щука из басни, в результате чего проект застопорился».

«Не так давно была большая дискуссия, где строить терминал сжиженного природного газа, необходимый для защиты от «коварного» Газпрома. Литва потребовала Клайпеду, Латвия выдвинула совершенно абсурдный, на мой взгляд, проект терминала в устье Даугавы, то есть рядом с самым крупным городом страны – Ригой, чего нет нигде в мире (все СПГ терминалы строятся на удалении от крупных поселений). Эстонцы начали сами строить два собственных плавучих терминала. Что мы в итоге видим? Никакого сложения усилий и балтийского единства», - говорит Николай Кабанов.

Что касается отношения со странами «Восточного партнерства», то здесь подходы Литвы и Латвии принципиально различаются.

В.Симулик официальную позицию Литвы обозначил следующим образом: «Наилучший способ обеспечения интересов ЕС – экспорт на восток его ценностей: демократии и рыночной экономики. Литва считает необходимым оказание странам «Восточного партнерства» помощи в проведении политических реформ, расширении экономических и человеческих связей этих стран с Евросоюзом».

Его латвийский коллега охарактеризовал такую политику Литвы как мессианскую и отметил, что отношения Латвии со своими восточными соседями не имеют ничего общего с восточной политикой Литвы.

«В Латвии разговоры о евроинтеграции Молдовы или Украины практически не ведутся. Для Латвии считается более перспективным региональное сотрудничество с восточными соседями. У нас был проект еврорегиона «Ливония», который включал восточную Латвию, Псковскую и Ленинградскую область РФ. Есть проект «Озерная страна»: юго-восточная Латгалия и северо-восточные регионы Белоруссии», - заметил Николай Кабанов.

Особенно различие в «восточных политиках» двух стран видно на примере отношений Литвы и Латвии с их общей соседкой – Беларусью. «У Литвы это более доминантный подход: вмешательство во внутреннюю политику, работа с оппозицией, жесткие требования и заявления. В Латвии ничего этого нет: никакой политики против Лукашенко Латвией не ведется, приоритет делается на прагматических экономических контактах», - заявил депутат Сейма Латвии.

При этом в отношениях с восточными соседями Литва и Латвия также являются скорее конкурентами.

Между Литвой и Латвией существует конкуренция по части белорусского транзита. После того как литовская Клайпеда выиграла у Латвии перевозку белорусского калия, у латвийских железнодорожников возникли проблемы с загруженностью составов – отмечалось в ходе круглого стола.

По мнению Николая Кабанова, Латвия больше ориентирована на сотрудничество с Востоком, чем Литва. Во-первых, это обусловлено геополитикой: если Литва имеет прямой выход к так называемой «старой Европе» через границу с Польшей, то Латвия, являясь центральным геополитическим звеном Балтии, в то же время в силу своих границ с Россией и Белоруссией вынуждена уделять больше внимания экономическим отношениям с постсоветским пространством. Во-вторых, в Латвии очень значительна доля славянского населения.

Однако и Европейский союз для двух стран является площадкой не только сотрудничества, но и конкуренции.

«Важнейшим вопросом председательства Литвы является бюджет Европейского союза», - заявил в докладе депутат литовского Сейма Валерий Симулик. При этом латвийский депутат заметил, что «Латвия имеет более подчиненную по сравнению с Литвой позицию по отстаиванию своих интересов в Брюсселе». Такая ситуация влияет, например, на распределение европейских дотаций, которых Литве удается получать больше, чем Латвии и на более выгодных условиях.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров