Балтийский регион в диалоге с Россией сейчас отнюдь не единое целое: далекая Германия оказывается политически ближе и понятнее России, чем непосредственно граничащая с ней Эстония. Почему одни страны оказываются мостом между Россией и Евросоюзом, а другие играют роль буфера, «санитарного кордона»? Над этим вопросом в интервью «ruBALTIC.ru» размышляет доктор экономических наук, директор Центра трансграничных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Николай МЕЖЕВИЧ:
- Николай Маратович, как вы оцениваете современное состояние политических и экономических отношений между Россией и странами Балтии?
- Существующий уровень отношений России и стран Балтии крайне низкий.
На сегодняшний день столь однозначно плохих отношений, как между Россией и Эстонией, у нашей страны нет ни с одним государством. Безусловно, здесь сложился особый комплекс исторических, экономических и политических причин, но результат именно такой.
И ни одна из сторон не предпринимает шагов к разблокированию этой ситуации. Я бы сказал, нынешнее положение вещей никому не мешает: есть минимальный товарооборот, туризм как явление присутствует, дипломатические отношения работают. И этого на данный момент достаточно.
С Латвией ситуация другая. Безусловно, политическая активность русскоязычного населения Латвии выше. Русское партийное объединение – значимая парламентская фракция, которая выступает за решение проблем с гражданством и находится из-за этого в оппозиции – активно функционирует. Кроме того, торгово-экономические отношения более интенсивные, транзитные объекты есть - главным транзитным объектом еще со времен Российской империи была Рига, - устоявшиеся контакты в культурной сфере – это дает основания говорить, что при всей сложности проблем, российские отношения с Латвией лучше, чем с Эстонией. Они не совсем идеальны, и они хуже, чем с Литвой.
В отношениях с Литвой нет главного «раздражителя» – проблемы безгражданства. Там есть нулевое гражданство, и эта позиция облегчила развитие отношений между двумя странами. Есть свои сложности, конечно, связанные с транзитом в Калининградскую область, с некоторыми аспектами отношений с «большой» Россией, непониманием сторон в энергетической сфере (БАЭС). Но все-таки уровень проблемности меньше, чем в отношениях с Эстонией и Латвией, но больший, чем в отношениях с Польшей. Здесь, с моей точки зрения, какая-то странная зависимость. Эстония – ближе всего к Санкт-Петербургу и Москве – отношения плохие, Латвия дальше – отношения чуть лучше и т.д. Если продолжать эту логику, то с Германией отношения, безусловно, лучше, чем с Польшей, неужели потому что Германия дальше от Москвы, чем Польша?
- Какую роль, по вашему мнению, играют Литва, Латвия и Эстония в отношениях России и Европейского союза? Учитывая географическое положение стран Балтии, их можно расценивать как мост или как буфер?
- Используя ваши сравнения, скорее, Эстония является буфером. Латвия – и буфер, и транзитный мост. В принципе, Литва тоже. Но стать транзитной составляющей между Россией и ЕС в наибольшей степени удается не странам Балтии, а Польской республике. Она и больше, и экономика ее масштабнее, и положение более выгодное. Желание и готовность быть транзитным регионом у России больше – она же соединяет восточную Азию и Европу. Большой такой, но транзитный регион.
Желания согласиться с тем, что экономические связи с Россией – это потенциально большая выгода, у наших соседей в Таллине или в Риге нет. А в той же Варшаве такое понимание есть. Они готовы торговать и параллельно решать исторические и политические вопросы.
- Возможна ли «перезагрузка» отношений между Россией и странами Балтии?
- В следующем году будет уже 25 лет, как я изучаю проблематику стран Балтии. После 1991 года я каждый год ожидал перезагрузки. Ну, не получилось в 1991 году, получится в 1992-м - и так практически по сей день. Так что теперь я отношусь скептически к возможности принципиального изменения наших отношений. Видимо, длительное время мы можем двигаться путем незначительных улучшений, решений каких-то частных вопросов. Лучше будет, скажем, ситуация с гражданством, значит, вырастут шансы на углубление торгово-экономических отношений, чуть меньше реакций будут вызывать наши энергетические проекты, чуть больше сотрудничества в сфере транзита - и мы будем воспринимать друг друга как надежных партнеров. По мере того, как будет происходить согласование наших позиций, мы сможем уверенней выходить на единое пространство. Но пока я не испытываю оптимизма в вероятности перезагрузки отношений между Россией и странами Балтии. Но, подчеркиваю, что если я его не испытываю, это не значит, что я не хочу, чтобы наши отношения изменились в лучшую сторону.