Саммит глав МИД стран ЕС отложил решение по введению третьего этапа санкций против России – этим главы внешнеполитических ведомств поддержали не только российскую экономику, но и тесно связанные с Россией экономики балтийских республик. Причём руководство стран Балтии вовсе не боролось за экономические интересы своих трёх государств, а, наоборот, требовало экономических санкций против России вопреки этим интересам.
Очередное заседание Совета ЕС на уровне министров иностранных дел состоялось 14 апреля в Люксембурге. Большинство тем в его повестке касалось украинского кризиса. Главы МИД европейских стран приняли решение выделить Украине 1 млрд. евро финансовой помощи, предоставить ряд торговых преференций для украинского экспорта на европейском рынке, обсудили возможности реверсных поставок газа из Словакии в Украину.
Но главным ожидаемым решением от саммита в Люксембурге было возможное введение санкций против России. Точнее, «третьей волны» санкций – распространение их на целые отрасли российской промышленности, банковского сектора и т. д.
По данному вопросу окончательное решение вновь было перенесено – европейцы в очередной раз не решились вводить торгово-экономические санкции против России.
Подобный итог был ожидаем и до саммита: во-первых, он укладывается в общую тенденцию последних недель, когда в большинстве европейских столиц упорно избегали говорить о переходе с индивидуальных санкций на экономические, во-вторых, накануне заседания источники в Совете ЕС уже заявляли, что решение по третьему этапу будет принято позднее, а 14 апреля главы МИД продолжат обсуждать второй этап – индивидуальные санкции. Эта информация подтвердилась: «черный список» невъездных на территорию Евросоюза российских чиновников расширился на четыре персоны, а про экономику в итоговой резолюции не было сказано ни слова.
«Некоторые государства-члены хотят знать, будут ли приняты дополнительные ограничительные меры. Об этом состоится дискуссия», - заявил СМИ представитель Европейского Совета накануне саммита в Люксембурге. О том, что это за государства-члены и кто из них предлагал принять дополнительные ограничительные меры, догадаться нетрудно. К ужесточению санкций против России накануне встречи глав внешнеполитических ведомств призывал министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Правящие элиты балтийских государств вообще наиболее позитивно из всех стран Евросоюза восприняли предложение США задействовать против России «третью волну» санкций – ограничение торгово-экономического сотрудничества. В Литве по вопросу о санкциях против России был достигнут полный элитный консенсус. В Эстонии требование экс-премьера Андруса Ансипа к Евросоюзу начать экономическое давление на Москву, применив «самые жёсткие санкции», поддержали президент Тоомас Хендрик Ильвес и депутаты Рийгикогу. В Латвии подобного единодушия не было, но и там антироссийски настроенные лидеры правящей партии сломили в итоге сопротивление президента Берзиньша, заставив его отменить приглашение в Латвию российского президента Путина во исполнение решения Совета ЕС от 21 марта о прекращении визитов в Россию официальных лиц стран ЕС.
В результате налицо уникальная ситуация: затягивание Евросоюзом введения экономических санкций против России – это поражение прибалтийских элит… и спасение самих стран Балтии, экономика которых тесно связана с российской.
По данным Минэкономразвития РФ за январь - сентябрь 2013 г., Литва поставила в Россию продукции на 3,5 млрд. евро, а импортировала на 6 млрд. Свыше 20% литовского экспорта и 30% литовского импорта приходится на Россию. Прогнозируемый ущерб от свертывания экономического сотрудничества России и Литовской республики для последней – около 11 миллиардов евро, что превышает весь годовой бюджет страны.
Госсекретарь министерства благосостояния Иева Яунземе заявила, что с введением новых международных санкций против России без работы в Латвии могут остаться 20 тыс. человек. Прежде всего, в группу риска попадают «Латвийская железная дорога» и Рижский морской порт - по словам министра сообщения Анрийса Матисса, около 60% латвийских грузов поступает из России, а в транспортной отрасли Латвии работает 50-60 тысяч человек. «При самом критическом сценарии ВВП Латвии может рухнуть до уровня кризисных времён, когда падение ВВП составило 19%. Ведь и Россия может отреагировать закрытием границ, введением новых таможенных норм и экономическим изолированием. Что тогда скажут, например, крупные молочные предприятия Латвии - Рижский молочный комбинат и другие? Что скажет алкогольная отрасль, которая составляет значительную долю экспорта в Россию?», - рассуждает в интервью RuBaltic.ru депутат Сейма Латвии, заместитель председателя фракции «Центр согласия» Валерий Агешин.
По данным департамента статистики Эстонской республики за 2012 год, доля России во внешнеторговом обороте Эстонии составила по экспорту 1410,5 млн. евро и равна 12,11% от его совокупного объёма (третье место после Швеции и Финляндии), по импорту – 841,2 млн. евро или 6,64% от всего объёма ввезённой сюда товарной продукции. Совокупные прямые российские инвестиции в Эстонии на конец третьего квартала 2012 г. составили 582 млн. евро, приток эстонских вложений в российскую экономику возрос до 254,9 млн. евро. Теперь все эти инвестиции, весь этот товарооборот оказались перед угрозой санкций против России.
А ведь Россия может ввести ещё и ответные санкции против тех, кто были самыми активными в ЕС драйверами антироссийской политики – что тогда будут говорить населению первые лица той же Литвы? Что это всё наветы российской пропаганды, и литовская внешняя политика ни в коем разе не была антироссийской? И кто же им поверит?
Принимать в расчёт материальное благополучие собственного населения при определении внешней политики – это совсем новая черта политического руководства балтийских стран.
Ещё месяц назад все они самозабвенно требовали введения против России «самых жёстких санкций», вовсе не осознавая, что эти санкции вслед за Россией ударят по их же странам. Теперь же премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма допускает, что Европейскому союзу, может быть, и не понадобится вводить против России третий этап санкций, и заявляет, что Латвия уже подсчитала потенциальный ущерб своей экономике от экономических санкций против России. Даже славящийся на весь дипломатический Евросоюз своими антироссийскими требованиями литовский министр иностранных дел Линас Линкявичюс, требуя «самых жёстких санкций» против России, очень обтекаемо подошёл к вопросу о «третьей фазе» - экономических санкциях. «Эта фаза является более сложной, так как должна более тщательно применяться», - заявил Линкявичюс.
Правящим элитам стран Балтии пришлось оказаться на грани экономической катастрофы для своих государств, чтобы начать понимать то, что является аксиомой для любого человека, понимающего в экономической истории и географии: Литва, Латвия и Эстония – это соседи России, и экономика их неразрывно многими веками была тесно связана с российской.
Осознали они это не до конца, и не факт, что окончательно осознают, но какой-никакой, а процесс пошёл.