×
Экономика Экономика

Малое движение забуксовало

Источник изображения: gazeta.aif.ru

Географическое положение Калининградской области обрекает ее на развитие приграничного сотрудничества. Однако не все соседи российского анклава готовы пойти против своих внешнеполитических приоритетов, развивая экономические связи.

С лета 2012 года между Калининградской областью и приграничными территориями Польши действует режим малого приграничного движения (МПД), который дает жителям приграничных территорий право на безвизовое посещение приграничной зоны соседнего государства. Не более 30-ти дней с момента въезда в течение одной поездки и не более 90 дней в общем в течение полугода. С другой страной, граничащей с Калининградской областью – Литвой, приграничного движения нет. И, видимо, не планируется. Тема МПД с Калининградской областью периодически возникает в высказываниях литовских политиков. Эти высказывания в основном заключаются, в лучшем случае, в объяснении того, почему малое приграничное движение не вводится, а в худшем - почему оно и не должно вводиться.

Официальный Вильнюс и при правительстве консерваторов, и при нынешнем кабинете социал-демократов поддерживал идею создания безвизовой зоны с Калининградской областью, но камнем преткновения каждый раз становился вопрос о ее границах.

 Принципиальная позиция Литвы: не выходить за пределы 30-50-ти километровой приграничной территории, как это прописано в регламентирующем МПД Регламенте ЕС 2006 года. Первоначально Вильнюс высказывался против включения в безвизовую зону всей территории Калининградской области, на чем настаивала Россия. Согласно литовскому проекту, возможности без визы бывать в Литве лишалось абсолютное большинство калининградцев: такая возможность оставалась лишь у нескольких десятков тысяч жителей восточных районов области.

После того, как Польша сделала широкий жест и добилась в ЕС статуса приграничной территории для всей Калининградской области (вопреки Регламенту ЕС), литовские чиновники смягчили свою позицию и согласились пойти на аналогичный шаг. 

При этом расширить свою безвизовую зону за пределы нормативных 30-50-ти километров, как это сделала Польша, введя МПД на пространстве 200 километров от границы с Россией, Литва все равно отказывается. То есть возможность упрощенного въезда в Литву для жителей Калининградской области появляется лишь в отношении пограничных районов Клайпедского, Мариямпольского и Таурагского уездов. Это преимущественно, сельская местность, и даже приграничная Клайпеда в безвизовую зону не попадает. Россия такой проект отвергает, Литва на нем настаивает, в результате - малое приграничное движение не работает.

Оценить целесообразность политики Литвы позволяет соотнесение ее позиции с польским опытом развития приграничного сотрудничества с Калининградской областью. Одной из главных целей, которыми руководствовалась Варшава, лоббируя МПД в европейских структурах, была необходимость поддержки депрессивных северо-восточных окраин страны - Варминско-Мазурского и Поморского воеводства Польши. Открывая их для калининградцев, польские власти стремились стимулировать их развитие за счет доходов от торговли и туризма. Предварительные итоги действия малого приграничного движения (оно действует около полугода) позволяют утверждать, что в достижении этой цели польские власти преуспели. Польское интернет-издание Gazeta.pl передает из находящегося в зоне МПД Гданьска: «Русские стали важными клиентами наших магазинов и покупателями нашей недвижимости… У супермаркетов и торговых центров каждый день останавливается несколько автобусов и несколько десятков легковых автомобилей с клиентами из Калининграда». Каждый автомобиль вывозит на Восток товаров на сумму в несколько тысяч злотых». Всего за полгода действия малого приграничного движения россияне потратили в двух польских воеводствах около 23 миллионов злотых (более 7,5 миллионов долларов), по данным таможенной службы. Этот заграничный потребительский бум объясняется тем, что в Польше большинство товаров значительно дешевле, чем в Калининградской области.

Другой ключевой показатель – развитие туризма. Принципиальной позицией Польши при обсуждении проекта МПД в Совете ЕС было расширение безвизовой зоны до 200 километров, чтобы в нее попадали курортные города Гданьск и Сопот. 

Времени, прошедшего с июля 2012 года, когда приграничное движение вступило в действие недостаточно, чтобы делать выводы о его влиянии на туристический сектор Польши. Однако косвенным показателем положительного влияния МПД для развития польского туризма может служить уже количество пересечений, российско-польской границы за 2012 год: четыре миллиона, что в два раза больше, чем в 2011-м, до введения режима МПД.

Помимо успеха безвизового режима для внутренней региональной политики, Польша может записать малое приграничное движение к числу своих успехов и в политике внешней. Введение МПД с Калининградской областью рассматривалось ею в числе приоритетов своего председательства в Совете ЕС во второй половине 2011 года. Реализуя этот проект, польская дипломатия стремилась убить сразу несколько зайцев: получить основания говорить об эффективности пребывания своей страны на посту председателя ЕС, внести свой вклад в развитие российско-европейских отношений, сделав реальный шаг по либерализации визового режима между Россией и ЕС, необходимость которой постоянно подчеркивается Москвой.

Главным событием для внешней политики Литвы в ближайшее время также является исполнение функции страны-председателя ЕС. Литва, готовясь к председательству, выдвигает претендующие на масштабность геополитические проекты, вроде придания «второго дыхания» «Восточному партнерству» ради демократизации и европейской интеграции стран бывшего СССР. 

Примечательной особенностью в разработанной ей внешнеполитической повестке является отсутствие прагматической (в отличие от Польши) составляющей: мер, которые могли оказать положительное влияние непосредственно на благосостояние населения страны, как то было в случае с МПД между Польшей и российским анклавом.

Разница цен между Калининградской областью и Литвой противоположна ситуации с Польшей. Российские товары дешевле, и это порождает у литовцев в приграничных районах практику делать покупки в российском Советске. Что мешает литовскому правительству упростить своим гражданам жизнь, сделав для них российское приграничье безвизовой зоной? Далее. Основной туристический поток на литовских курортах (Неринга, Паланга, Тракай, Друскининкай) составляют гости из России, у которых эти места пользуется популярностью с советских времен. Самая простая административная мера стимулирования литовской туриндустрии (а с ней и всей экономики Литвы) – ввести на этих территориях безвизовый режим для российских туристов. Все четыре перечисленных курорта находятся дальше положенной по нормативам Регламента ЕС 50-километровой зоны, но почему литовские политики упорно выступают против попыток расширения своей приграничной зоны, нанося тем самым очевидный ущерб развитию собственной экономики, можно только предполагать. Одно из наиболее вероятных предположений состоит в том, что конкретные взаимовыгодные экономические проекты на региональном уровне, для литовского истеблишмента вторичны по сравнению с общей политической напряженностью в отношениях с Россией. В этом смысле литовской элите, после серьезного охлаждения пытающей наладить отношения с Варшавой, стоить поучиться прагматичности внешней политики Польши, где, кажется, все четче понимают, что личное мешает бизнесу.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров