Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс допустил возможность блокады Калининградской области России, заявив, что в случае с Москвой уместны такие методы, как заблокирование транспорта, доставки товаров и пр. Такие меры, по мнению министра, могли бы стать ответом на «давление Москвы на своих соседей» - страны Восточного партнерства. При этом инициатива Л.Линкявичюса не получила одобрения даже внутри ЕС, судя по заявлению ответственного за торговлю еврокомиссара Карэла де Гухта, который призвал Литву действовать хладнокровнее в отношениях с Россией и при необходимости прибегнуть к механизмам ВТО. Заявление главы литовского МИД в интервью порталу RuBaltic.ru прокомментировал политолог Сергей МИХЕЕВ:
- Сергей Александрович, глава МИД Литвы Линас Линкявичюс заявил, что Литва может отрезать Калининградскую область от России, если та не прекратит давления на страны Восточного партнерства. Какой реакции России на это заявление Вы ожидаете?
- Я надеюсь, что реакция будет адекватно жесткой, потому что это заявление абсолютно хамское, на мой взгляд, оно выходит не только за рамки дипломатического приличия, но и по чисто человеческим понятиям оно абсолютно хамское. Во всяком случае, оно никак не достойно человека, носящего титул министра. Что они там, в Литве о себе возомнили? Они думают, что вернулись времена 400 летней давности? Эти времена навсегда прошли, пусть в Вильнюсе перестанут об этом даже думать. Они могут себя тешить чтением исторических романов – не более того.
Они могут себе что-то отрезать, но точно не России. Пусть на себе упражняются в отрезании чего-нибудь.
Так что я думаю, что заявление абсолютно хамское, и ответ должен быть максимально жестким.
Кроме всего прочего, я думаю, что и основания для этого заявления были абсолютно надуманны – по поводу давления и всего подобного. По сути, это акт агрессии. Господин министр иностранных дел Литвы, по большому счету, пригрозил войной России. Не много ли он на себя взял? Может надо как-нибудь встать утром у зеркала, посмотреть на себя и спросить: «Не много ли я о себе думаю?».
- Какие меры превентивного характера может предпринять Россия, чтобы не допустить блокады Калининградской области?
- Я думаю, что Россия не будет принимать никаких мер превентивного характера, потому что эти слова литовского министра – пустая болтовня.
Прибалтийские республики после своего вхождения в Евросоюз стали дальними окраинами этого объединения – абсолютно бессмысленными, никчемными и ни на что не способными. Расценивать эти слова как реальную угрозу России просто несерьезно.
- И все же, если представить, что слова Линкявичюса стали реальностью, то чем Россия может ответить на блокаду своего региона?
- Россия найдет, чем ответить – в этом нет вопросов. Более того, я уверен, что мы даже с Вильнюсом по этому поводу разговаривать не будем. По этому поводу мы будем разговаривать с Брюсселем, потому что Литва – это страна, делегировавшая свой суверенитет в пользу Евросоюза. Так что с Вильнюсом даже разговаривать нет смысла, мы сделаем так, что их окрикнут из Брюсселя или Вашингтона.
Прибалты субъектами мировой политики давно не являются, это во-первых. У России полным полно средств, чтобы блокаду Калининградской области обойти, это во-вторых.
- Какую позицию, на Ваш взгляд, займет Евросоюз в этом конфликте, и выскажется ли он по этому поводу вообще?
- Я пока конфликта-то никакого не вижу, мы пока говорим о невменяемых заявлениях человека, ставшего по какой-то случайности министром иностранных дел.
Что касается позиции Евросоюза, то тут не о Евросоюзе надо говорить в первую очередь, а о США. Американцы используют прибалтийские республики для постоянного воспроизводства конфликта между Европой и Россией.
Настоящей Европе – «старой Европе» вообще давно пора понять, что американцы играют ее судьбой. Американцы делают все, чтобы не допустить установления нормальных отношений между Европой и Россией. Почему? Потому что если такие отношения установятся, американцы станут не нужны Европе – их роль в Европе и даже в Евразии снизится на порядок. Американцы это понимают, поэтому они делают все, чтобы воспроизводить конфликт России и Европы.
Средствами этого конфликта являются, в том числе, вот эти новые независимые, с позволения сказать, государства, у которых историческая обида затмила разум.
Поэтому Евросоюз смотрит на эти «инициативы» сквозь пальцы, но если надо будет, то мы доведем до сведения наших европейских коллег, что подобные угрозы недопустимы – все это, фактически, угрозы войны. Я, честно говоря, думаю, что Европа не готова ни к какой войне с Россией, а Прибалтика – тем более.
Поэтому министр иностранных дел Литвы, делая такие заявления, ставит под удар безопасность собственной страны.
- Министр Линкявичюс заявил о возможности блокады Калининградской области как ответной мере на «давление России на страны Восточного партнерства», в частности на так называемую «торговую войну» с Украиной. Какая логическая связь между блокадой Литвой Калининградской области и российско-украинскими отношениями?
- Я бы еще определеннее этот вопрос сформулировал: какое вообще дело Литве до Украины? Может Литва не в курсе, что 500 лет прошло, и Великого княжества Литовского давно нет? Им что грезится, что они до сих пор из Вильнюса управляют Украиной? Мне кажется, это даже оскорбление для самой Украины в какой-то степени – литовский министр взял на себя роль покровителя украинской независимости.
Что касается «торговой войны». «Торговая война» - коллапс на таможне, это неприятное, но обычное дело: такие вещи случаются повсеместно. Грозить за это мерами военного характера – это неадекватно и безумно.
Во всех маленьких постсоветских государствах возродились большие исторические мифы об их былом величии. И некоторым грезится, что это величие в новых условиях можно восстановить.
Их с этими мифами используют как операторов в своих геополитических играх крупные страны. В итоге, поскольку в реальности эти страны на мировой арене ничего не значат, им остается только надувать щеки и рассказывать, как они противодействуют агрессивным планам России.