Подтверждением высокого уровня российско-финских отношений стал визит президента Финляндии Саули Ниинистё в РФ в феврале 2013г. Финская модель отношений с Россией может выступить примером прагматической политики для других стран Балтии и помочь в достижении взаимопонимания между РФ и ЕС. Тем не менее, по мнению члена Европейского парламента (2004-2009 гг.), депутата парламента Финляндии (1987-2004 гг.) Хенрика ЛАКСА, высказанному в беседе с ruBALTIC.ru, в диалоге двух стран сохраняется ряд проблем, решению которых мешает недостаточное взаимное доверие:
- При оценке современных российско-финских отношений необходимо рассматривать с одной стороны взаимоотношения между политическими, деловыми и культурными элитами, а с другой – между рядовыми гражданами.
Финская элита занимает по отношении к России сугубо деловую и даже иногда слишком прагматическую позицию. С подобной позицией сосуществует фаталистичное представление о том, что в управлении Россией не предвидится значительных изменений.
Очень небольшая часть финнов, имеющих долгий личный опыт общения с русскими, обычно очарована своими друзьями и знакомыми из России. Кроме того, можно отметить растущий интерес рядовых финнов к поездкам на выходные, например, в Санкт-Петербург, но подобного рода туристы из-за проблем с визами часто отправляются все же в Стокгольм или Таллин.
На данный момент настоящим уколом в сердце Финляндии стало распространение в российских СМИ информации о том, как «финские власти лишают русских родительских прав». Среди простых финских граждан подобные поступки лишь еще раз подтверждают исторически сложившееся представление о России как о непредсказуемой стране, где не хватает справедливости. Это стало поводом и для беспокойства элит, которые воспринимают подобную дезинформацию как отражение внутренней борьбы и нестабильности в России, что, в свою очередь, может иметь непредсказуемые последствия для международных отношений. Я считаю, что подобные действия противоречат стремлению России строить доверительные отношения и развивать политику «мягкой силы».
Я считаю, что для большинства финнов Россия все еще остается тайной.
Противоречивые сигналы, приходящие из России, крайне сложны для понимания. Представители деловых кругов по-прежнему надеются на создание надежных правил для работы в России и выражают разочарование в связи с ростом непродуктивной бюрократии, но, как я уже упоминал, они склонны быть фаталистами.
После проведения саммита между Россией и ЕС в прошлом декабре несколько амбициозно было бы говорить о «диалоге России и ЕС», но желаемый диалог между этими двумя сторонами возможен. На данный момент существуют две основные проблемы. ЕС не удалось выработать последовательную и твердую политику по отношении к РФ. А Россия, как мне кажется, верит, что может многого достичь самостоятельно.
Весь Евросоюз поддерживает идею создания зоны свободной торговли и единого экономического пространства с Россией. Подобный сценарий может реализоваться только при обоюдном выполнении всех политических обязательств.
Четыре года переговоров по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве так и не помогли выработать общей позиции. По моему убеждению, работу в этом направлении прекращать не стоит. Я считаю, что изменения на энергетическом рынке рано или поздно заставят стороны объединить усилия и претворить в жизнь идею единого экономического пространства.
Все страны Балтии играют важную роль в деле установления взаимопонимания между ЕС с Россией для лучшего взаимодействия.
Я надеюсь, что в этом процессе Финляндия смогла бы сыграть главную роль. Очень острым вопросом является защита экологии Балтийского моря. Эти серьезные вопросы, требующие кооперации с Россией, были активизированы благодаря Финляндии. Я очень рад инициативе России по организации Конференции глав правительств стран Балтийского моря 5-6 апреля, которая станет продолжением конференции, проведенной в 2010 году в Хельсинки. Я надеюсь, что эта встреча поможет странам-участницам объединить усилия для решения экологических проблем, а также будет способствовать активизации взаимодействия в других сферах сотрудничества.
Хотя финны и крайне прагматичны, но было бы неправильным считать, что российско-финские отношения более не нуждаются в укреплении взаимного доверия.