Еврокомиссар по развитию и сотрудничеству Андрис Пиебалгс не собирается возвращаться на родину по окончании срока полномочий – об этом на днях сообщила спикер Сейма Латвии Солвита Аболтиня. По ее информации, «он присмотрел работу в другом учреждении вне Латвии». При этом сама Аболтиня не отрицает готовности стать еврокомиссаром, а премьер-министр Латвии Валдис Домровскис считается одним из претендентов на пост председателя Еврокомиссии. Выходит, политики Латвии, несмотря на элитарность своего положения, на поверку оказываются такими же трудовыми мигрантами, как и простые латвийцы, ищущие лучшей доли в других странах.
Андрис Пиебалгс был одним из первопроходцев, проторивших для латышской элиты путь в европейские структуры. В ключевые годы, предшествовавшие вступлению Латвии в Евросоюз, он был послом Латвии в Брюсселе и возглавлял переговоры о европейской интеграции Латвийской республики. После того как в 2004 году Латвия стала членом ЕС, Пиебалгс одним из первых вкусил плодов от этого членства, в том же 2004 году став комиссаром Европейской комиссии. В этом качестве он трудится в Брюсселе уже десятый год: с 2004 по 2010 комиссаром по энергетике, с 2010-го по настоящее время – комиссаром по развитию и сотрудничеству.
Трамплином для карьеры евробюрократа Андрису Пиебалгсу послужила политическая и административная карьера на родине.
Пиебалгс был в числе учредителей праволиберальной партии «Латвийский путь», программа которой состояла из традиционных для постсоветской Латвии компонентов: либертарианства в экономической сфере, цензовой демократии и латышского национализма в сфере политической. В 90-е годы «Латвийский путь» был правящей партией и возглавлял правительство; Андрис Пиебалгс в нем был министром образования, а затем финансов.
С каждыми новыми выборами в Сейм «Латвийский путь» терял голоса избирателей, пока в 2002 году вовсе не смог преодолеть пятипроцентного барьера. Большинству партийных функционеров пришлось перейти на хлеба Айнарса Шлесерса, а когда политический проект олигарха ЛПП/ЛЦ приказал долго жить, они сгинули из политической жизни Латвии окончательно.
И в этой печальной истории судьба Андриса Пиебалгса, обретшего новую политическую жизнь в Брюсселе, очень заманчива. Для политиков ныне правящего «Единства», которое со своим падающим рейтингом идет «Латвийским путем» - это лучший из всех возможных сценариев.
Первых лиц «Единства» последние месяцы упорно «сватают» на ключевые должности в структурах Евросоюза. Премьер-министр Валдис Домбровскис уже традиционно называется в числе главных претендентов на пост президента Еврокомиссии. Теперь о его соратнице по «Единству», спикере Сейма Солвите Аболтине стали говорить как о возможном еврокомиссаре. Сама Аболтиня в недавнем интервью Latvijas Avīze эти слухи опровергать не стала. Больше того, г-жа спикер огласила встречный слух: Андрис Пиебалгс по окончании своих полномочий в Еврокомиссии не вернется в Латвию, потому что якобы "уже нашел себе новую работу за рубежом".
Если это так, то г-н Пиебалгс может стать для родной элиты первопроходцем вдвойне: прыгнув из латвийской политики в Брюссель, не возвращаться обратно, оставшись в Западной Европе на ПМЖ, и окончательно влиться в космополитичную общеевропейскую элиту, забыв о Латвии как о дурном сне.
Сам еврокомиссар еще летом этого года говорил, что по окончании срока полномочий в Брюсселе обязательно вернется на родину, хотя в политической жизни активного участия принимать больше не будет. «В выборах Сейма в следующем году принять участия не смогу, поскольку мандат закончится только в ноябре. Потом еще четыре года и я уже буду довольно стареньким», - простодушно признался Пиебалгс. Но на Западе, конечно, и зарплаты выше, и пенсии по старости, так что может и не вернуться.
В этом отношении латвийскому населению своих представителей в Брюсселе, конечно, сложно будет не понять, потому что мыслят они одинаково.
В стране всеобщей эмиграции даже политика становится возможностью эмигрировать, причем эмигрировать выгодно, гарантировав себе высокое социальное положение за рубежом.
Ежемесячная базовая зарплата председателя Еврокомиссии составляет 25 тысяч 351 евро в месяц. Заместители получают по 22 тысячи 963 евро, остальные еврокомиссары - по 19 тысяч 910 евро. Кроме того, членам Еврокомиссии положены компенсации расходов на проживание в размере до 15% от зарплаты, а также пособия на бытовые услуги и обучение детей в школах. В 2010-м году разгорелся скандал: члены Еврокомиссии, ушедшие в отставку после весенних выборов, получили в качестве компенсаций сотни тысяч евро. Бывшим членам Еврокомиссии после завершения срока полномочий в течение трех лет выплачивается выходное пособие не превышающие по размеру половины зарплаты. Бывший европейский комиссар по финансам Даля Грибаускайте, например, став в 2009 году президентом Литвы, отказалась от президентской зарплаты (6 тысяч евро или 21 тысяча литов), предпочтя жить на брюссельскую пенсию (8 тысяч евро или 27 тысяч литов).
Средняя зарплата в Латвии по данным Центрального статистического управления около 500 латов (около 700 евро), средний размер пенсии 185 латов (260 евро). Зарплата министров латвийского правительства находится в пределах 1200 латов (около 1700 евро). Тысяча семьсот евро и 20 тысяч евро – есть разница?
Именно поэтому трудовая эмиграция в Латвии это вещь универсальная, охватывающая всех: от официанта до премьер-министра.
Правда, у премьер-министра перед официантом есть существенное отличие: чтобы выгодно устроиться за рубежом, ему необходимо проявить себя на родине. У Валдиса Домбровскиса с этим проблем нет: в кандидаты на пост президента Еврокомиссии его двигают за «историю успеха» латвийской экономики. Именно «история успеха», кстати, стала мощнейшим мотиватором для эмиграции сограждан Домбровскиса из Латвии. Может, когда эмигрирует сам Домбровскис, а также Аболтиня, Вилкс и другие творцы «истории успеха», сама эмиграция как раз и остановится?