×
Экономика Экономика

И ныне там: евроинтеграция не стала экономической панацеей для прибалтов

Источник изображения: minfin.com.ua

В течение последнего месяца портал RuBaltic.ru опубликовал серию инфографик, отображающих динамику роста заработных плат в различных секторах в странах Балтийского региона. Общая закономерность ощутима чисто визуально: после вступления в ЕС разрыв в уровне доходов между прибалтийскими странами и Польшей с одной стороны, и ведущим представителем «старой Европы» в регионе Балтийского моря – Германией, с другой стороны, не только не сократился, но по отдельным направлениям еще и вырос. Европейская интеграция не привела к экономическому рывку и не стала панацеей от проблем в экономике.

По последней статистике разрыв между балтийскими «новичками» в ЕС и Германией ни в одной сфере и ни у одной страны не составляет менее 200%. В некоторых областях он зашкаливает за 500%.

Возьмем две важнейшие для социального развития сферы: образование и здравоохранение. В образовании разрыв по зарплатам колеблется от 3,3 раз между Германий и Польшей до 5,2 раз между Германией и Литвой. В здравоохранении от 3,3 раз между Германией и Эстонией до 5,5 раз между Германией и Литвой. В таком ключевом и идеологически важном для Эстонии секторе как IT и коммуникации эстонские зарплаты ниже немецких почти в три раза – на 290%.

При рассмотрении статданных в динамике обнаруживается, что отставание новых членов ЕС из Восточной Европы не только не сократилось, но в отдельных случаях и возросло.

Так, в строительном секторе расхождение в доходах между Германией и Литвой составляет 4,2 раза в 2012 году против 3,8 раз в 2007 году. В торговле: Германия/Эстония – в 2007 разрыв в доходах в 2,7 раз, в 2012-м разрыв трехкратный.

Данный разрыв в реальности сокращается лишь в условиях теневой экономики, которую не удалось изжить даже в результате евроинтеграции. «Согласно статистике, в частном бизнесе зарплаты ниже, чем в публичном секторе, в том числе и потому, что в Латвии уже много лет наблюдается высокий уровень теневой экономики, - комментирует данные инфографики нашего портала Профессор Балтийской международной академии (Рига), главный редактор делового журнала The Baltic Course Ольга Павук. - Цифры называются разные – от 30 до 40 процентов и выше. И нет никаких предпосылок, чтобы бизнес из "тени" вышел. С другой стороны, и у чиновников есть дополнительный источник доходов, не отображаемый статистикой - это коррупция, фундамент теневой экономики. Но откаты, в отличие от зарплат, учесть в статистике гораздо труднее».

С заявлениями политиков о феноменальных успехах прибалтийских экономик эта сухая статистика состыкуется слабо. Статистика по заработным платам, наряду с другими статистическими данными, показывает, что макроэкономический уровень стран Балтии на протяжении нескольких лет остается неизменным. Сокращения в отставании от западноевропейских коллег по Евросоюзу не происходит. Собственно, интеграция в ЕС стимулом для экономического рывка странам Балтии не стала.

Важным фактором, препятствующим сокращению разрыва в уровне жизни между прибалтами и «старыми европейцами», эксперты называют концепцию буфера, доминирующую во внешней политике Литвы, Латвии и Эстонии. «В межвоенный период отличия в зарплатах по различным профессиям между Эстонией и Финляндией были не принципиальны. Они были не настолько велики, как сейчас, - рассказывает Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, руководитель магистерской программы «Исследования балтийских и северных стран» Николай Межевич. - Ситуации, когда каждый второй эстонский специалист в области медицины либо уже уехал в Финляндию, либо смотрит на север, конечно же, не было, потому что не было таких разрывов в зарплатах. Но прагматичная финская политика с 1944 года по наши дни максимально использовала выгоды своего географического положения: экономическое сотрудничество сперва с Советским Союзом, а затем с Россией – расширение связей с Востоком при сохранении связей с Западом. Эстония по этому пути не шла и не идет – вот вам одна из главных причин получившегося разрыва.

Остается добавить, что именно прибалтийская, а не финская модель отношений с Россией предлагается нынешним драйвером «Восточного партнерства», Литовской республикой, странам-участницам программы. Экономической и в целом прагматической составляющей эта модель не содержит вовсе».

В данном случае не работает и аргумент, что из всех республик бывшего СССР именно Эстония, Литва и Латвия имеют самые высокие показатели социально-экономического развития – такая же ситуация и примерно в таких же пропорциях по отношению к другим союзным республикам была и в советский период. Жители Украины, мечтающие о евроинтеграции, ждут от нее приобщения к европейскому качеству жизни и стандартам потребления как во Франции или Германии. Опыт Прибалтики показывает, что каким был уровень жизни, таким примерно и остается – социального и экономического «чуда» европейская интеграция не приносит.

Аналитик Министерства финансов Эстонии Карин Кондор-Табун прогнозирует, что в ближайшее время рост зарплат замедлится. Другой эстонский экономический аналитик Марис Лаури на состоявшейся в сентябре этого года конференции «День Зарплаты» обратил внимание на существование «на многих предприятиях проблемы с ростом продаж и производства. Некоторые отказываются от приема на работу новых сотрудников. Вероятно, что на некоторых предприятиях будут сокращения». Об экономической ситуации в Латвии О.Павук отмечает следующее: «Если в общественном секторе с начала года средняя зарплата выросла на 8%, то в частном – после некоторого роста, вернулась на уровень января. Что говорит о неустойчивой экономической ситуации в стране, связанной со стагнацией экономики в ЕС».

Европейскую интеграцию как реальность нужно отделять от европейской интеграции как мифа. Мифология европейской интеграции напоминает «конец истории» Френсиса Фукуямы: по достижении полноценного членства в ЕС все экономические, социальные, институциональные сложности в стране заканчиваются – страна впадает в нирвану!

Страны Балтии из «нирваны» вышли в 2008 году, когда по ним ударил мировой кризис. Евросоюз остроты этого кризиса никак не смягчил, если не считать возможности трудовой эмиграции, что избавило Прибалтику от испанского или греческого уровня безработицы, но фактически обескровило прибалтийские страны. Сейчас же в балтийских экономиках снова прослеживаются предкризисные явления.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров