В мае этого года литовский евродепутат Юстас Палецкис подготовил отчет, в котором предложены рекомендации по изменению политики ЕС в отношении Белоруссии. В рамках вильнюсского саммита «Восточного партнерства» член ЕП предлагает повысить уровень сотрудничества Европы с белорусскими должностными лицами, «использовать конструктивный технический диалог между ЕС и Беларусью по макроэкономическому развитию и финансовым вопросам для достижения реальной приверженности Минска постепенным макроэкономическим и структурным реформам» и в целом рассмотреть приостановку действия санкций Европейского союза в отношении высокопоставленных белорусских чиновников. Между тем, 22 мая стало известно, что приглашение на третью сессию «Евронест» (парламентская ассамблея «Восточного партнерства» и ЕП), которая пройдет 28-29 мая в Брюсселе, получила белорусская оппозиция, а депутаты белорусского парламента туда не поедут. О противоречивости европейской политики в отношениях с Белоруссией и роли Литвы в этом диалоге порталу RuBaltic.Ru рассказала научный сотрудник сектора европейских стран СНГ и Балтии Российского института стратегических исследований Светлана Тихонова:
- Активизация политических контактов между Литвой и Белоруссией в настоящее время, конечно, не случайна. Минск задолго до председательства Литвы в ЕС делал на неё ставку. Однако если присмотреться к рекомендациям Палецкиса, ничего нового в них нет.
Это традиционный набор основных направлений программы «Восточного партнерства», который худо-бедно, но продолжает существовать.
Основные направления программы по отношению к Белоруссии включают четыре пункта (или тематические платформы): демократия (административные реформы, антикоррупционные меры, обучение управленческого аппарата, развитие институтов гражданского общества, свободных СМИ), экономическая интеграция, энергетическая безопасность, развитие контактов между людьми. Если говорить о переговорном процессе между ЕС и восточными партнерами по новым двусторонним соглашениям, то уровень взаимодействия по белорусского вопросу самый низкий.
Тем не менее, предложения Палецкиса и аналогичные им, пожалуй, единственный реальный инструмент в руках европейцев для возобновления политического диалога с Минском.
При этом следует отметить, что пути налаживания политического диалога с Белоруссией вызывают споры у европейцев. Ситуация с «Евронестом», когда белорусскую делегацию отстранили от участия в работе межпарламентской ассамблеи, как раз и свидетельствует о доминировании «антилукашенковских» настроений в Брюсселе.
Позиция Литвы в этом отношении более лояльная. Это вызвано, прежде всего, активными торгово-экономическими связями Литвы и Белоруссии.
Здесь действует такая логика - чем больше усиливается интеграция Минска с Москвой, тем быстрее надо предлагать свои условия сотрудничества, т.е. корректировать неработающую нынешнюю схему, а это значит идти на уступки Лукашенко.
Проблема в том, что Литва вряд ли обладает потенциалом, способным продвигать достаточно сложные и неоднозначные вопросы, в том числе и белорусский. Отношение стран ЕС к самому проекту таково, что «Восточное партнерство» не относится к числу их важнейших внешнеполитических приоритетов.
«Восточное партнерство» – это инструмент налаживания политических отношений. Экономические связи Белоруссии с членами ЕС и без этой программы достаточно активные, хотя после вхождения России в ВТО в торговом балансе Белоруссии с европейцами наметилась тенденция к понижению. Для прибалтийских республик активное участие в «Восточном партнерстве» - это редкий шанс поучаствовать в разработке европейской политики.
Возможно, Вильнюс и хочет в дальнейшем остаться в европейской истории как проводник Белоруссии в европейские процессы.
Сигналы Запада, скорее всего, будут услышаны Минском. Обновление главы МИД Белоруссии до сих пор ничего нового во внешнеполитический расклад не внесло, Владимир Макей (действующий глава МИД Белоруссии – прим. RuBaltic.Ru), как и его предшественник Сергей Мартынов, в своё время стоял у руля европеизации Белоруссии, но после выборов 2010 г. почва для реализации этого курса буквально ушла из-под ног. Поэтому вполне возможно, что некоторые шаги европейцев в отношении Белоруссии и станут поводом для активизации европейского вектора внешней политики Минска.