Антироссийская политика, активно реализуемая на фоне украинских событий Вильнюсом, может ударить не только по диалогу с Москвой на высшем уровне, но и по региональному сотрудничеству Литвы и Калининградской области. Выгоду от этого сотрудничества давно осознал бизнес по обе стороны границы. Но межгосударственные проекты, которые могли бы сделать лучше жизнь литовцев и жителей Калининградской области, традиционно оказываются в заложниках у литовской элиты, видящей мир сквозь призму «холодной войны», убеждён кандидат социологических наук, доцент кафедры политики, социальных технологий и массовых коммуникаций БФУ им. И. Канта (Калининград) Михаил БЕРЕНДЕЕВ:
- Михаил Владимирович, как Вы оцениваете на сегодняшний день сотрудничество Калининградской области и Литвы, особенно в экономической сфере?
- Литва очень зависима от российских денег, именно от российских, а не калининградских. Литовская экономика вообще одна из самых зависимых в Восточной Европе. И это скорее их беда, как и многих других младоевропейских государств. Для Литвы Россия, несмотря ни на что, остаётся сегодня главным экономическим партнёром, сегодня почти треть общего годового импорта Литвы приходится на РФ. А в самом Калининграде около сотни предприятий с литовским капиталом, причём это достаточно стабильный бизнес, который никак не готов к сворачиванию своей деятельности или каким-либо иным ограничениям из-за политического вектора отношений Литвы и России.
Естественно, сама по себе Калининградская область Литвой не рассматривается в отдельном контексте от сотрудничества с остальной Россией. Наоборот, векторы отношений Литвы и Калининградской области привязаны к общему пониманию российско-литовских отношений. Калининград, в свою очередь, также зависим от Литвы, которая является страной - транзитёром пассажиров, грузов и энергоносителей. И это на самом деле пока проблема для области, которая при любом ухудшении характера отношений может оказаться в непростой ситуации.
- Как Вы думаете, общее напряжение в российско-литовских отношениях сказывается на сотрудничестве Калининградской области и Литвы?
- Литва ориентирована целиком на политику США в Восточной Европе, она её главный проводник. Мне вообще кажется маловероятным, что у Литвы есть какая-то самостоятельная политика по отношению к России, а уж тем более - в плане сотрудничества с Калининградом. Литва и другие страны Балтии, прежде всего, получили в Западной Европе и США образ «тигров посткоммунистических реформ» и высокомерных дезертиров из советского прошлого с его обременительным наследием.
Их созданный в Европе образ «goodies versus baddies» («хорошие парни против плохих») стал фактически основой для создания имиджа государств, которые всегда и во всём противостоят России. США это безумно нравится, в ЕС же к подобному имиджу относятся скептически, поскольку сама политика Литвы всё меньше проевропейская и больше - проамериканская.
Определённо, проблематика 1990-х годов в отношениях между Россией и Литвой является определяющей и сегодня: отношение к историческому наследию Второй мировой войны, дискуссия вокруг «советской оккупации» Литвы, создание комиссий по каким-то репарациям, которые Россия должна выплатить Литве, – всё это абсолютно замусоренные вопросы. У Литвы ещё много страхов, которые будут мешать ей строить отношения с Россией. И прежде всего, это фобия «энергетической дипломатии» России. Развитие сотрудничества России с главными игроками в ЕС, с законодателем европейской политики Германией приведёт к реализации стратегии альтернативной транзитной инфраструктуры (например, Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря), которая направлена на исключение балтийских стран из недавно разработанных маршрутов транзита, тем самым уменьшая возможность Литвы быть геополитическим мостом между Россией и ЕС. Задача Литвы заключается в том, чтобы самой предлагать выгодные проекты России. Если же других проектов, кроме критики в сторону России, нет, то нужно обижаться на самих себя.
- Одна из главных тем двусторонних контактов Калининградской области и Литвы – введение малого приграничного движения. В чем Вы видите причины того, что Литва до сих не согласилась на введение МПД с Калининградской областью?
- Позиция Литвы по МПД всё время меняется, в отличие от Польши, которая очень оперативно продвинула эту идею, в том числе и для поддержки экономически отсталых северных воеводств. Для них экономический туризм является спасительной мерой. В этом поляки – прагматики. Хорошо использовали момент своего председательства в ЕС и открыли во многом дорогу к более масштабному экономическому сотрудничеству с Калининградской областью. Цифры налицо. Количество пересечений польской границы увеличилось более чем в 2 раза.
У литовцев же опять заслоном стоит политика и какие-то обиды. Это, в сущности, их главный аргумент, и особенно сейчас, когда Литва одна из первых поддержала, хотя и в большей степени «виртуальные», но всё же санкции в сторону России.
Складывается впечатление, что Вильнюсу не нужны никакие региональные экономические проекты с Россией, даже если они принесут больше благ Литве, а это очевидно.
Ведь введение МПД с Литвой позволило бы поднять туристический сектор Литвы на новый уровень и принести в страну дополнительные средства. Литва во время своего председательства в ЕС вообще занималась не тем, чем нужно. Собой необходимо было заниматься, а не интересами других стран! Каждая из председательствующих в ЕС стран пытается извлечь для себя максимальную выгоду. Продвижение Литвой идеи об МПД с Калининградской областью в польском варианте принесло бы Литве больше очков, чем безумная и провалившаяся напрочь идея привести Украину к договору об ассоциации с ЕС, которую так лоббировали политические элиты Литвы. В итоге и МПД нет, и Украина на пороге гражданской войны, и с Россией отношения подорваны, да и ЕС Литве денег на крупные инвестиционные проекты сегодня предложить не может.
- Ранее власти Калининградской области обвиняли Литву в дискриминационных тарифах для транзитных грузов, следующих по железной дороге в направлении Калининграда. Сохраняется ли до сих пор эта ситуация?
- Транзитный конфликт России и Литвы - далеко не новость. Он продолжается как минимум лет 10, на моей памяти. Речь сегодня идёт уже не о тарифах для транзитных грузов, которыми Литва и правда пытается спекулировать, пользуясь эксклавностью Калининграда. После того как Литва осудила Россию за её действия по отношению к Крыму, речь может идти о том, что в скором времени Литва останется с пустой транзитной системой, поскольку нельзя огульно «облаивать» человека, с руки которого ты кормишься. Вообще, Литве в отношении транзита, как определяющего вопроса для её экономики, давно пора выстроить с Россией перспективную дорожную карту и перестать вести диалог на костях прошлого, потому как это - дорога на кладбище литовской экономики.
- Известно также, что существует проект скоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Калининградом. Как Вы думаете, возможно ли реализовать этот проект при таких сложных отношениях с Литвой? Нет ли риска, что Вильнюс будет противодействовать этому процессу, руководствуясь политическими соображениями?
- На этот вопрос сложно ответить однозначно. Во-первых, это пока проект; совсем не факт, что он будет реализован. И формат этого проекта пока дискуссионен. Но по сути своей идея должна приветствоваться в Литве, так как сама по себе Литва вряд ли сможет организовать такое сообщение внутри страны, а иметь скоростное пассажирское сообщение как с Калининградом, так и с Минском и Москвой - всё же дело обоюдовыгодное.
Как ни крути, Литва позиционирует себя как транзитный коридор, и чем больше у неё будет возможностей и инвестиций именно в этом направлении, тем больше от этого выиграет экономика Литвы.
Что же касается железнодорожного грузового транзита, то скорости движения пока мешают политические настроения литовских элит.
- Как Вы думаете, что мешает Вильнюсу прагматично выстраивать свои приграничные отношения с Калининградской областью?
- Говорить о прагматике Литвы по отношению к Калининградской области на современном этапе, к сожалению, не приходится. Тёплых и дружеских объятий у нас никогда не было, и не будет ещё очень долго, пока литовские элиты не пересмотрят в целом свою политику по отношению к России.
Вильнюс должен понимать, что Калининградская область, прежде всего, очень важный экономический субъект и партнёр, и в этом плане у бизнеса в голове уже давно сняты все границы. А вот политикам мерещатся танки и корабли.
Конечно же, официальной Литве очень не нравится присутствие в Калининграде крупной военной группировки, и литовские элиты постоянно акцентируют на этом внимание, но эта политика ведёт в никуда. Литва не переедет в Северную Америку и не расположится между границ Канады и США, как бы там кому ни грезилось в Литве. Поэтому отношения с Калининградской областью как субъектом России и Россией в целом придётся выстраивать.
- Не оказываются ли калининградцы заложниками «буферного мышления» литовских элит во главе с Грибаускайте, в соответствии с которым Литва не должна развивать сотрудничество с Россией ни в каких сферах?
- Литовские политические элиты, как ни странно, являются абсолютными заложниками советского мышления. Есть такая поговорка, что человек может уехать из деревни, но деревня из человека - никогда.
Так и здесь: вроде бы уехали из Советского Союза раньше всех, и в ЕС уже с десяток лет провели, но «совковая» ментальность никуда не исчезла.
Посмотрите, что происходит. Вся литовская политика строится на пропаганде, риторике «холодной войны» и запугивании своих же собственных граждан, что вот-вот придут российские танки и дальше путь только в Сибирь. Литовские элиты - хронические ипохондрики: сами себе придумывают болезни и сами же пытаются от них лечиться - то с помощью отключения российских телеканалов под русофобскими предлогами, то призывами продвигать НАТО дальше на Восток. Но денег на этом особых не заработать, а экономические и финансовые проблемы не решить. А они год от года будут продолжать накапливаться, особенно если Россия начнёт сворачивание торговых отношений с Литвой.
Развивать сотрудничество с Россией и с Калининградской областью, прежде всего, в интересах Литвы, и литовские бизнесмены, в отличие от политиков, это хорошо понимают, поскольку миром сегодня правят не митинговые месседжи стареющих политиков, а потребительские индексы и инвестиционные возможности. В условиях очень тесного приграничного сотрудничества Калининградской области и Литвы, которое сложилось за последние 20 лет, думаю, что отношения в бизнесе будут развиваться независимо от риторики в Сейме и правительстве Литвы. К тому же, литовцы очень ориентированы на Калининград. Неслучайно они в Калининграде стали организовывать мероприятия, представляющие туристические возможности Литвы турагентствам и представителям СМИ Калининградской области. Это говорит о том, что политика политикой, а экономика живёт по своему собственному, более актуальному расписанию.
- Как Вы оцениваете в перспективе отношения Литвы и России?
- Я оптимист, думаю, что возможности для диалога всегда есть, а экономические отношения и отношения между людьми превыше всякой политической риторики отдельных политиков, которые приходят и уходят.