В апреле Латвию для оценки финансовой и экономической ситуации после окончания программы международной финансовой помощи посетили представители Евросоюза и Европейского центрального банка. Эксперты остались довольны темпами развития страны, но отметили, что некоторые реформы проводятся слишком медленно. Об экономической ситуации в стране и причинах высоких внешних долгов порталу RuBaltic.Ru поведал политолог, региональный вице–президент Альянса за европейскую демократию и кандидат в депутаты Европарламента от Социалистической партии Латвии Нормунд ГРОСТИНЬШ:
- Г-н Гростиньш, 25 марта Латвия перечислила Еврокомиссии 1 млрд. евро. В 2015 году Еврокомиссии будут перечислены 1,2 млрд. евро, Всемирному банку - 60,05 млн. евро. За что расплачивается Латвия? При каких обстоятельствах были взяты эти долги?
- Это результат того, что торговый баланс нашей страны по отношению, в первую очередь, к большим странам, всегда был негативным. И поэтому внешний долг Латвии лишь накапливается, и сейчас достиг уже почти 9 миллиардов.
То, что мы вернули сейчас Еврокомиссии - лишь техническая процедура. Поскольку финансовое положение сейчас немного лучше, мы перекредитовались от других источников. Однако долг Латвии от этого не уменьшился. Получается, изменился лишь получатель процента. Если раньше это был Европейский Союз, то теперь - частные международные компании.
- Какую роль эти деньги сыграли в «истории успеха Домбровского»?
- История этого успеха - чистой воды пропаганда. На самом деле, люди бегут из страны. Сейчас Россия облегчила условия получения гражданства - носители русского языка могут стать гражданами за несколько месяцев.
Боюсь, что даже граждане Латвии начнут отказываться от своих паспортов.
Для этого есть несколько причин. Взять хотя бы пенсии. В России возраст, когда человек может удалиться на пенсию, наступает на несколько лет раньше.
- Можно ли было избежать этих задолженностей и использовать для борьбы с кризисом другие политические и экономические механизмы?
- Использование любых механизмов ограничивается правилами, которые нам были продиктованы. Мы безоговорочно соглашаемся с крупными странами, в отличие, например, от Польши. Она может себе позволить поторговаться о некоторых моментах. Мы отдаём больше денег, чем получаем, уже десять лет подряд. Членский взнос, деньги, которые отдаём как вывезенную прибыль западных предприятий, плюс негативный торговый баланс.
Из-за последнего страна в прошлом году потеряла 3 миллиарда евро.
Это всё покрывается двумя способами. Самый существенный - увеличение внешнего долга, а второе - продажа местных активов (недвижимости, как правило) иностранцам. Третье - полмиллиарда в год нам присылают граждане Латвии, работающие за пределами страны в ЕС. Одна из причин принятия Латвии в ЕС - рабочая сила.
- Насколько тяжёлым бременем ложатся сейчас на экономику Латвии выплаты по этим долгам? То есть большой ли это долг для латвийской экономики?
- Нас ждут неприятные последствия, поскольку надо платить проценты. А это около 400 миллионов евро в год. Чуть больше миллиона в день. А эта сумма, даже для такой небольшой страны, как Латвия, может сделать немало добрых дел.
- Представители Еврокомиссии и Европейского центрального банка, находившиеся недавно в Латвии с надзорной миссией, заявили, что некоторые реформы проводятся слишком медленно: экспертов не удовлетворил темп реформ в высшем образовании, регулировании процесса неплатёжеспособности и в государственном управлении. Как эти реформы связаны с выплатой долга? Какова цель рекомендаций представителей ЕК и ЕЦБ?
- С развитием Латвии эти реформы почти не связаны. У страны нет внятной и эффективной стратегии развития. Реформы делаются, лишь чтобы освоить бюджет данного года. А что будет через год, два - никто и не знает, не планирует.
Конечно, эффективная стратегия развития должна была бы дать ответ на вопрос, как мы будем отдавать внешний долг. Это - элементарная цель. А мы вот собираемся покупать бронетехнику на 100 миллионов евро, так как надо держать оборону.
- Получается, что долги, взятые Домбровскисом, привели Латвию к частичному внешнему управлению?
- Почему частичному? Само вступление в Евросоюз привело к фактическому внешнему управлению. Все законы Союза автоматически вступили в силу в нашей стране, и у них есть большая сила, чем у нашего законодательства.
Если, к примеру, Европарламент и Еврокомиссия решили, что там-то надо построить забор синего цвета, то наш парламент может выбрать лишь, голубого или тёмно-синего цвета он будет. Всё. Мы фактически ничего не регулируем, только некоторые вопросы и сферы.
У нас внешнее давление по всем существенным признакам уже существует. Немцы посчитали, что даже Германия зависит от Брюсселя примерно на 80%.
- Что ждет Латвию, если реформы не будут выполнены или возникнут проблемы с выплатой долга?
- Эти проблемы наступят раньше или позже. Нас ждёт фактически второй греческий сценарий. Беспорядки, социальная напряжённость, бегство людей и предприятий из страны. Крах пенсионной системы. Скажем, в латвийскую мало кто верит, для этого надо быть истинным оптимистом. Поэтому-то люди и социальный налог не платят.
При данной политике повтор греческого сценария - вопрос времени. Однако это касается всей Восточной Европы. Торговый баланс находится в миллиардном минусе. А Германия за прошлый год заработала на внешней торговле 3200 миллиардов евро.
А нам зарабатывать неоткуда. Промышленность уничтожена. Единственный шанс - применить политику замещения импорта. Однако это запрещается стандартами ЕС, мы не можем проявлять дискриминацию, импортируя одни товары и игнорируя другие.