Восприятие интеграционных процессов их участниками и сторонними «наблюдателями» не может не отличаться. Вместе с тем, в прошедшем году в обсуждении вопросов интеграции появились новые акценты: 2012 год показал две новые тенденции в развитии интеграционных процессов на пространстве от Лиссабона до Астаны.
С одной стороны проблемы европейской интеграции сегодня очевидны. Прежняя модель европейской экономической и политической интеграции исчерпала себя. Рассматривая вопрос о причинах данного явления, следует отметить, что перед нами не кризис европейской идеи, перед нами развертывается кризис конкретной практики ее реализации в экономической сфере. Экономические проблемы в свою очередь спровоцировали политический кризис. С нашей точки зрения основа эффективной политической интеграции – объективные экономические предпосылки. В том случае если согласованы общие принципы экономических взаимоотношений, унифицировано экономическое законодательство, преодолены наиболее существенные межрегиональные диспропорции, можно говорить о политическом наполнении экономической интеграции. Долгое время европейская интеграция именно так и развивалась, однако расширения 2004 и 2007 года резко усилили региональные различия в Европе. Сегодня очевидные проблемы европейской интеграции и европейской экономики заставляют наших соседей впервые за двадцать лет обратить внимание на иные интеграционные модели.
До настоящего времени лишь наши коллеги из Польши в контексте задач «Восточного партнерства» обращали внимание на практику постсоветской интеграции. В странах Балтии обсуждать этот вопрос считалось признаком дурного тона.
Однако в России внимание к проблематике европейской интеграции существовало всегда. Действительно европейская интеграция крайне важный для российской экономики процесс. Это связано с тем, что Россия является третьим крупным торговым партнёром ЕС после США и Китая: в 2011 году объёмы экспорта в Россию составили 108 млрд евро (7% от общего экспорта ЕС; 4-ое место после США, Китая и Швейцарии), а импорт – 199 млрд евро (11,8% от всего импорта ЕС; 2-ое место после Китая). Европейский Союз, таким образом, является самым большим рынком для российских товаров, на чью долю пришлась почти половина всего экспорта России в 2011 году. ЕС – основной поставщик для России после Китая и Украины; его доля рынка составляет 43%.
Кроме того практика европейской интеграции имеет значение для развития интеграции на постсоветском пространстве. Последние годы было много написано о кризисе постсоветской интеграции на фоне масштабных успехов Европы. Очевидно, сейчас такой подход нуждается в пересмотре. Как писал профессор Ю. Борко «То, что выглядело триумфом ЕС, обернулось неоднозначными последствиями и явными неудачами, а набранная им скорость продвижения к новым рубежам европейской интеграции оставляет теперь впечатление поспешности.
Конечно, в нынешних злоключениях ЕС огромную роль сыграл внешний фактор — глобальный финансово-экономический кризис. Однако первые осложнения возникли до него, и первопричины кризисного состояния ЕС следует искать внутри него».
На этом фоне «неторопливая», двух – трех скоростная интеграция в СНГ, корректировка первоначальных планов о единой валюте в Союзном государстве, многочисленные ограничения в перемещении людей, товаров и услуг, финансов воспринимаются иначе, чем два-три года назад.
Развитие европейской интеграции воспринималось и воспринимается в России как закономерное явление, имеющее важное положительное значение и для России. Однако для нас это не означает отказа от экономического сотрудничества с Китаем, Японией или Монголией. Наши соседи – страны Балтии на рубеже 80-х и 90-х годов провозглашали весьма разумные и сбалансированные экономические стратегии предусматривающие позиционирование в качестве «моста» между Западом и Востоком. Успешная и быстрая постсоветская трансформация, а затем и вступление в ЕС снизили заинтересованность в российском и евразийском рынке. Однако мировой экономический кризис, плавно перешедший в рецессию и финансовый кризис ЕС, в сочетании с устойчивым развитием России и ряда ее партнеров постепенно приводит к росту интереса к восточным и южным соседям.
Странам Балтии Таможенный союз с унификацией таможенных и иных процедур потенциально удобен в случае реализации курса на экономическое сотрудничество с соседями. Никаких угроз для них просто не существует, за исключением замены политических фобий на реальные экономические дивиденды.