В Вильнюсе продолжается саммит Восточного партнерства, главный вопрос на котором – переговоры с президентом Украины о подписании Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. О последствиях, которые будет иметь подписание этого документа для украинской экономики и населения в интервью RuBaltic.ru рассказал известный российский экономист, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил ДЕЛЯГИН:
- Михаил Геннадьевич, представители Евросоюза до сих пор выражают надежду, что в Вильнюсе Янукович все же подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, заявляют, что «двери для Украины всегда остаются открытыми». Почему ЕС так нужна Украина?
- По тем же причинам, что и 70 лет назад – это огромный рынок сбыта. В условиях развития глобального кризиса, постепенного сползания глобальной экономики в депрессию, сбыт является абсолютной ценностью. Плюс в Украине есть интересующие Европу ресурсы.
Содержание договора об ассоциации – это никакой не «европейский выбор», никакая не евроинтеграция – это зона свободной торговли и ничего больше.
Примерно две трети 900-страничного договора об ассоциации, который украинские политики, скорее всего, не читали, это требования по укреплению западной границы Украины, чтобы не дай бог никто нежелательный оттуда в Европу не выбрался.
- Чем, на Ваш взгляд, было вызвано решение украинского правительства приостановить подготовку к подписанию Вильнюсского Соглашения?
- Они испугались. Они осознали, что зона свободной торговли с Евросоюзом означает уничтожение украинской экономики в достаточном масштабе в течение двух лет. И они просто не успеют убежать. А Путин, судя по всему, отказал им в праве политического убежища.
- Тем не менее, президент Янукович заявил, что в Вильнюс он все равно летит, а европейский вектор интеграции не отменяется. Почему же Украина, несмотря на все предостережения, все равно стремится в Европу?
- Ну как же? У них там активы. У многих, насколько я понимаю, там семьи. Украинские политики и чиновники там уже живут, они не могут отказаться от своих квартир, домов, бизнесов в Европе.
С другой стороны, стратегический выбор руководства Украины лучше всего характеризуется поговоркой «ласковый теля двух маток сосет». Это то, к чему они стремятся, то, как они понимают справедливость.
И, конечно, базовая установка современного украинского общества феноменальна: «Ах, проклятые москали не пускают нас в Европу, поэтому они должны за это заплатить, и мы тогда пойдем в Европу потом, когда возьмем москальские деньги». Это шизофрения называется.
- Играют ли сейчас свою роль в переговорах об ассоциации продолжающиеся уже несколько дней в Киеве и других городах Украины «евромайданы»?
- Ну, на некоторых эмоционально неустойчивых людей это, конечно, может оказать влияние. Но господин Янукович, если вспомнить его прошлое, думаю, спокойно относится ко всяким Майданам. С доброй иронией.
- Что будет с Украиной, если Соглашение об ассоциации с ЕС все же подпишут?
- Тогда Украина окажется в таком положении, в котором оказались такие страны, сделавшие «европейский выбор» как Иордания, Южная Африка, Египет (до революции), Тунис (до революции), Алжир, Марокко, Чили, Мексика. Это зоны свободной торговли. В ситуации, когда Украине нечего продавать в Европу, Украина станет зоной сбыта продукции, в первую очередь, Восточной Европы – Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии. Подкрепит своими деньгами их экономики. Ну, а также Германии, Франции, Австрии.
Украинское производство будет уничтожено, и в течение пары лет украинская экономика рухнет до уровня молдавской, в лучшем случае болгарской.
Соответственно, если в Болгарии зимой бывают самосожжения людей от отчаяния, то, я думаю, что и Украине придется познакомиться с этим феноменом. Но до конца этих двух лет девальвация гривны из-за дефолта в государстве практически неизбежна.
- Как будут развиваться отношения Украины с Россией в случае подписания Вильнюсского Соглашения?
- Не будут они развиваться. Для того чтобы российская экономика не была «смыта» европейским экспортом (в том числе европейским субсидированным экспортом, в том числе китайскими товарами, которые идут через Европу) придется вводить таможенную границу. Соответственно, приграничная торговля закончится. Нам придется построить порядка двух десятков заводов, дублирующих соответствующие производства на Украине. Рабочие и инженеры с тех украинских заводов переедут в Россию, потому что надо же где-то работать. Газ пойдет в обход Украины по «Южному потоку». Вообще-то это не очень удобно, потому что Болгария – член Евросоюза, а там действует соглашение о либерализации газового рынка, но что ж поделать.
Так что Украина потихонечку останется без всего, да и мы в России понесем некоторые потери.
Но если искать в этой ситуации плюсы, то один плюс состоит в том, что мы получим приток гастарбайтеров уже не только из средней Азии и Закавказья, но и из Украины, и этнокультурный баланс российского общества из-за этого несколько улучшится, что можно было бы поприветствовать, не будь это ценой чужого несчастья.
- Если Янукович в Вильнюсе окончательно откажется подписывать ассоциации, то возможны ли против него карательные санкции со стороны Запада? Особенно в преддверии президентских выборов 2015 года?
- Я думаю, что санкции вряд ли будут, потому что Янукович – это все-таки не Тимошенко, на него у американцев нет железобетонных признательных показаний. Своего журналиста Гонгадзе, как у Кучмы, у Януковича тоже нет. Но война будет объявлена и будет вестись с предельной жестокостью. Как против Кастро, как против Лукашенко.
- Вчера появилась информация, что хозяйка саммита в Вильнюсе Литва готовит по итогам мероприятия декларации антироссийского характера: с требованием противостоять «империалистическим действиям России». Как Вы это прокомментируете?
- Литва – это страна, в которой разрешена фашистская свастика как древний символ великого литовского народа, но при этом запрещены серп, молот и пятиконечная звезда. И я не очень понимаю, как там действует посольство Австрийской республики, потому что запрещенные символы входят в государственный герб Австрии. Президентом Литвы является бывший преподаватель Высшей школы КПСС… Чего от Литвы еще ждать-то? Пусть «жарят»!
- Незадолго до саммита в Литве объявили о намерении создать после саммита Центр Восточного партнерства ЕС в Вильнюсе, через который будет координироваться вся политика ЕС в восточном приграничье. На Ваш взгляд, этот Центр (если он будет создан) будет иметь какое-либо значение в международных отношениях?
- Сильно сомневаюсь. Это просто способ в условиях кризиса экономики, в условиях затрудненных возможностей получать в желаемом количестве деньги из еврофондов, «подсосать» еще немного денег из бюджета Евросоюза. Довольно изобретательно, ничего не могу сказать. Но с точки зрения эффективности это не более эффективно, чем все остальное грантоедство.
Если эту тему поведения стран Балтии обобщить, то мы очень избаловали государства Балтии тем, что относимся к ним как к государствам.
Министра Латвии, Эстонии или Литвы встречает министр Российской Федерации, хотя по порядку величин и по значению с прибалтийским министром должен разговаривать заместитель начальника департамента.
И я думаю, что мы потихонечку придем к нормальному порядку вещей, когда с Германией, Францией, Австрией будет встречаться министр, а со странами, руководство которых, извините меня, может только лаять и исходить к России ненавистью, будет встречаться замначальника департамента. Если у него будет свободное время.