×
Экономика Экономика

Агешин: конфронтация с Россией может стоить Латвии 19% ВВП

Источник изображения: www.saeima.lv

Сегодня в Брюсселе собирается внеплановый саммит министров иностранных дел ЕС для обсуждения введения новых санкций в отношении России. В свою очередь, латвийские министры и эксперты обеспокоены эффектом от ответных экономических санкций, которые Россия может ввести в отношении Латвии. Однако всё находится в руках правящей политической элиты, которой необходимо прекратить антироссийскую риторику и дистанцироваться от геополитической борьбы крупных держав, убеждён депутат Сейма Латвии, зампредседателя парламентской фракции «Центр согласия» Валерий АГЕШИН:


- Г-н Агешин, известно, что в минувшую пятницу состоялось очередное закрытое заседание правительства Латвии, на котором обсуждался вопрос о перспективах развития отношений с Россией. Какие проблемы Вы лично усматриваете в латвийском ведении политики, в частности в условиях ситуации вокруг санкций?

- Думаю, что на самом деле как в Латвии, так и в Европе в целом немногие заинтересованы в развитии темы санкций. Тем не менее, латвийское правительство, в частности в Сейме, на мой взгляд, настроено более радикально, чем значительная часть общества. К сожалению, Латвия является единственной страной Европы, в которой на протяжении последних двадцати лет в коридорах власти доминировала исключительно «правая погода», не было ни одного левоцентристского или центристского правительства, ориентированного на решение, в первую очередь, насущных социально-экономических проблем.

Надо учитывать, что 2014-й год в Латвии – год выборов. Уже в конце мая состоятся выборы в Европейский Парламент, а в начале октября – выборы национального парламента. В связи с этим многих политиков уже обуяла «предвыборная горячка». К тому же, в Латвии есть немало политических сил, многолетняя специализация которых – антироссийская риторика. И партии, специализирующиеся на этом вопросе, представлены и в правительстве, и в Сейме.

Более того, они ещё и ревниво соревнуются между собой за симпатии жителей, исповедующих крайне правые политические взгляды, сдобренные антирусскими настроениями.

Поэтому в самое ближайшее время, весной, летом и осенью, мы услышим ещё немало экстравагантных тезисов о планах России, рассчитанных на внутреннее потребление, с целью мобилизовать перед выборами «национально мыслящий» электорат.

Понятно желание этих политиков выделиться, отстроиться. Ведь похвастать достижениями, например, в социальной сфере партии власти не могут. Поэтому и разогревается старый, прокисший супчик, замешенный на угрозах с Востока и других внешнеполитических страхах. И нередко это действо в исполнении целого ряда латвийских политиков приобретает уже просто опереточные формы.

- Как поведёт себя правительство Латвии, если со стороны ЕС будут предприняты новые санкции в отношении России?

- Хочется надеяться на торжество здравого смысла. Например, немецкий канцлер Ангела Меркель не скрывает, что Евросоюзу было нелегко принять санкции в отношении России, пойти на такой шаг после крымского референдума. Убеждён в том, что именно дипломатия должна быть тем инструментом, который послужит преодолению кризисной ситуации на Украине. ООН, ЕС и Россия, как равноправные партнёры, могут решить проблему.

- Может ли Латвия соблюдать «нейтралитет» в политической войне между Россией и ЕС, сделав самостоятельный выбор не в ущерб своей стране? И какие последствия ждут Латвию в случае несоблюдения интересов ЕС?

- Европейский Союз сегодня - это двадцать восемь стран с очень разными интересами. И перед тем как вводить или поддерживать санкции против России, Латвия, как и любая другая европейская страна, должна серьёзно продумать, не возымеют ли санкции противоположное действие, не создадут ли обратный эффект. Латвия в экономическом плане зависит от российского рынка, поэтому введение новых санкций против России не принесло бы счастья простым жителям Латвии.

Латвия является небольшим государством, которому не стоит занимать слишком активную позицию в вопросе санкций.

Ясно, что сегодня мы являемся свидетелями геополитической борьбы между США, Великобританией, Германией и Францией с одной стороны и Российской Федерацией – с другой. Латвия по объективным причинам не может тягаться ни с одним из этих государств. Поэтому любые новые санкции латвийцам просто невыгодны. Нам надо очень трезво и прагматично подумать об интересах Латвии в этой ситуации. Надо подчеркнуть, что и президент Латвии Андрис Берзиньш уже заявлял о своем скептицизме в отношении торговых санкций против России. Поэтому я хотел бы призвать людей смотреть на ситуацию логично и разумно, искать общие решения, а не препятствия, чтобы о них спотыкаться.

- Есть ли у правительства план действий на случай, если Россия обратит санкции против Латвии? И сможет ли ЕС в полной мере компенсировать потери латвийскому государству?

- В Латвии министерства уже анализируют возможные последствия для различных отраслей народного хозяйства от российско-украинского конфликта.

Премьер-министр Лаймдота Страуюма недавно заявляла, что у правительства Латвии есть план действий на случай санкций России против Латвии, если усилится риск для конкретных отраслей народного хозяйства. Правда, этот тезис не был наполнен конкретным содержанием.

В частности, чтобы не подогревать ажиотаж, не было сказано, о каких, собственно, отраслях идет речь. При этом Страуюма подчеркнула, что ЕС с осторожностью относится к экономическим санкциям против России.

В свою очередь, министр финансов Латвии Андрис Вилкс надеется на помощь ЕС, если против РФ будут введены санкции. Он заявил о том, что одновременно с возможным введением санкций против России ЕС должен принять решение о компенсациях тем государствам, чью экономику эти санкции могут больше всего затронуть. По его словам, компенсации могли бы выплачиваться из Фонда солидарности ЕС. Правда, хочется напомнить, что Фонд солидарности ЕС был создан после наводнения 2002 года для помощи регионам Европы, пострадавшим от различных катастроф.

- Известны ли Вам какие-либо экспертные оценки убытков для латвийской экономики в связи с ситуацией в Украине и последующим конфликтом между Западом и Россией?

- Пока трудно судить о конкретных цифрах, сопряжённых с возможным ущербом, так как неясно, как дальше будет развиваться ситуация, которая к тому же меняется каждый день. Тем не менее, предварительные и очень приблизительные оценки многих латвийских экспертов и политиков хорошо известны. И они неутешительны! В частности, по словам председателя правления Латвийской ассоциации логистики Нормунда Круминьша, санкции против России угрожают 80% латвийского транзита.

Сейчас доля российских грузов в транзите составляет 80%, это и будет зона риска. Конечно, все 80% не исчезнут, потому что есть и частные грузы. Какая-то их часть, безусловно, удержится, но, согласитесь, это – слабое утешение!

В свою очередь, экономист и предприниматель Андрис Дениньш вообще считает, что санкции Запада грозят Латвии катастрофой. По словам Дениньша, от экономических санкций против России на международном уровне проиграют все.

При самом критическом сценарии ВВП Латвии может рухнуть до уровня кризисных времён, когда падение ВВП составило 19%. Ведь и Россия может отреагировать закрытием границ, введением новых таможенных норм и экономическим изолированием.

Что тогда скажут, например, крупные молочные предприятия Латвии - Рижский молочный комбинат и другие? Что скажет алкогольная отрасль, которая составляет значительную долю экспорта в Россию? Надеюсь, что такого развития событий не произойдёт и будет найден компромисс.

Премьер Л. Страуюма считает, что санкции ЕС против России в худшем случае могут обойтись Латвии в несколько сотен миллионов евро. И это будет не сиюминутный эффект, а потери за несколько лет. Уже сейчас правительство очень осторожно расходует средства на непредвиденные случаи, так как, возможно, они ещё понадобятся для смягчения эффекта от антироссийских санкций.

Министр сообщения Анрийс Матисс тоже считает, что экономические санкции против РФ плохо повлияют на Латвию, так как, по его словам, около 60% латвийских грузов поступает из России. И в этом случае речь идёт не только о тоннах, но и о реальных людях, так как только на Латвийской железной дороге работает не менее 10 тысяч человек, а во всей транспортной отрасли - 50-60 тысяч. Транспортная отрасль составляет 12% ВВП Латвии. Если не будет грузов, не будет и поступлений в казну, люди потеряют работу, и начнутся новые социальные проблемы. По мнению министра, ограничения в торговле с Россией очень нежелательны.

- Недавно министр иностранных дел Э. Ринкевич сообщил о том, что Латвия присоединится к экономическим санкциям ЕС, если Крым войдёт в состав РФ. А буквально через несколько дней после этого заявил следующее: «Латвия должна быть активным, не истеричным членом международного сообщества». Как понимать подобные противоречивые высказывания министра? Можно ли считать «истерикой» присоединение Латвии к санкциям ЕС в этом случае?

- 11 апреля глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич заявил о том, что на встрече Внешнеполитического совета ЕС решение о начале третьей фазы санкций против России принято не будет. Посетив заседание Комиссии Сейма по европейским делам, Ринкевич сообщил, что Еврокомиссия пока не подготовила предложений о следующем этапе санкций. По его словам, по данному вопросу ещё необходимо проконсультироваться со всеми странами-участницами ЕС. По-моему, министр иностранных дел Латвии старается придерживаться взвешенной и трезвой позиции.

Так как он, в частности, прекрасно понимает, что и ему самому, возможно, скоро придётся отвечать западным партнёрам на целый ряд крайне неудобных вопросов.

Например, о том, почему в парламенте страны рассматривается новый проект преамбулы к Конституции страны, подразделяющий граждан Латвии на «правильных» и «неправильных». Или о том, почему в Латвии Сейм очень хочет ввести уголовную ответственность (включая реальные тюремные сроки) за «грубую тривиализацию советской агрессии». Или об ограничении свободы слова и появлении в Латвии признаков антиконституционной политической цензуры.

- Мэр Риги Нил Ушаков недавно заявил, что «если против России будет предпринята ещё одна волна санкций со стороны Европейского союза, то Латвия может вернуться к кризису 2008-го года». Разделяете ли Вы мнение мэра?

- Согласен с оценками Нила Ушакова. К сожалению, ради достижения узкопартийных интересов верхушки премьерской партии «Единство» в жертву могут быть принесены экономические интересы Латвии. Предвыборная риторика может увенчаться для латвийской экономики огромными убытками. И расплачиваться за них будут не политики, претендующие на кресла в Европейском Парламенте, а учителя, пожарные, полицейские, медики, пенсионеры, как это уже было с наступлением кризиса 2008-го года, когда зарплата отдельных категорий бюджетников была урезана на 40%.

- Что думает «ЦС» по поводу позиции, которой должна придерживаться Латвия? И возможно ли как-то наладить латвийско-российские отношения в нынешних условиях?

- Мы уверены в том, что главная проблема Латвии – это не русские, а бедность многих латвийцев, граничащая с нищетой. Убеждён, что рано или поздно отношения между ЕС и Россией войдут в нормальное русло.

Кстати, Латвия и Россия и сейчас достаточно конструктивно сотрудничают на уровне самоуправлений, например, в портовой сфере, в сфере экспорта, инвестиций и туризма. И это сотрудничество важно продолжать.

Скоро наступит лето, и нам очень важно привлечь туристов в Ригу, Юрмалу, Лиепаю и в Латвию в целом, активизировать хозяйственные связи и наработки, что принесло бы дополнительные поступления в государственный бюджет, в казну самоуправлений и в не слишком толстые кошельки жителей Латвии.


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров