Бывший министр экономики Украины Виктор Суслов пригрозил соотечественникам дефолтом и коллапсом экономики. Уже в скором времени благосостояние населения резко ухудшится. По иронии судьбы, крах украинской экономики может приблизить человек, от которого народ ждет перемен к лучшему — новоизбранный президент Владимир Зеленский.
Экс-министр Суслов — не первый, кто пугает Украину дефолтом. Недавно эту тему «оседлал» олигарх Игорь Коломойский. По его мнению, дефолт и реструктуризация государственного долга (или даже его списание) благотворно отразятся на экономике страны.
Слова бизнесмена, которого считают одним из главных бенефициаров победы Владимира Зеленского, вызвали жаркие споры в экспертных кругах.
Кому-то его идея пришлась по душе, другие уверены, что Коломойский преследует сугубо личные цели (объявление дефолта ударит по его конкурентам и позволит под шумок укрепить бизнес-империю «Приват»).
Рефреном через эти разговоры проходит и другая тема: действительно ли страна находится в преддефолтном состоянии?
В отличие от Суслова, большинство украинских экспертов настроены оптимистично. Да и сам рынок вяло отреагировал на разговоры об угрозе дефолта. Продавцов доллара в последние дни стало меньше, как и желающих вкладываться в гривневые облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Это повлияло на котировки валют, но незначительно.
Для объявления дефолта может быть только одно реальное основание: страна не справляется с обслуживанием своего суверенного долга.
Такая угроза действительно существовала (во всяком случае, экономисты говорили о ней открыто): именно на 2019 год приходятся пиковые выплаты по госдолгу. Однако сейчас понятно, что Украина справится с нагрузкой, даже если Международный валютный фонд (МВФ) не предоставит ей новые транши.
В мае она уже прошла первый серьезный пик, а с начала года по валютным долгам выплачено 5,6 миллиарда долларов. Объем золотовалютных резервов с лихвой покрывает оставшуюся сумму.
Впрочем, благодарить за это стоит не правительство и Национальный банк Украины (НБУ), а «заробитчан», которые привозят в страну валюту. Нацбанк просто выкупает ее и использует для погашения кредитов.
«Получилась патовая ситуация в Украине: там, где не делали реформы, там сработало, — отмечает украинский экономист Александр Охрименко. — И на данный момент за счет денег гастарбайтеров, которыми не занимались, Украину завалило валютой».
В 2015 году Украина была значительно ближе к дефолту, но и тогда власти сумели выкрутиться. Сегодня ситуация куда более благоприятная.
То есть возможный отказ Киева выполнять обязательства по суверенному долгу был бы чисто политическим решением. Новая власть в этом явно не заинтересована.
Это не значит, что предупреждение Суслова о скором обнищании украинцев можно пропустить мимо ушей. Экс-министр акцентирует внимание на том, что долг Украины перед кредиторами все равно растет, а условия по новым займам выставляются очень тяжелые. Со временем они вообще могут стать неподъемными.
Первый заместитель главы Совета НБУ Тимофей Милованов открыто заявил, что в условиях глобального экономического кризиса (который, возможно, уже не за горами) Украине придется занимать средства под 30% годовых вместо нынешних 8–10%.
Но и без кризиса ситуация выглядит удручающей. За первые четыре месяца 2019 года, судя по официальным данным украинского Минфина, объем государственного и гарантированного государством долга Украины в долларовом эквиваленте вырос на $1,51 миллиарда. А ведь речь идет о периоде пиковых выплат!
Парадокс: страна выплачивает долг, а он становится все больше и больше.
Ничего удивительного в этом нет, если учитывать, что в основе обслуживания украинского госдолга лежит практика перекредитования. Брать новые займы, чтобы рассчитаться по предыдущим, — такую философию исповедовали Кабмины Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана. И команда Зеленского, как ни странно, их в этом поддерживает. Пересматривать принципы сотрудничества с МВФ и другими финансовыми учреждениями Зеленский не намерен: уже понятно, что при нем государство даже не попытается вырваться из порочного долгового круга.
А финал, как ни крути, будет печальным. Потому что финансовая пирамида перекредитования Украины рано или поздно должна рухнуть.
Вопрос только в том, когда именно. Ближайшие пять лет эта мина будет лежать под Зеленским, который, судя по всему, даже не осознает опасности.
Во время предвыборной кампании вопросы экономики он старался обходить стороной. Его главными «фишками» были борьба с коррупцией, верховенство права, народовластие, референдумы. По большому счету, ничего отличного от позиции Порошенко в 2014 году Зеленский не сказал. Сказал только, что будет честным и порядочным.
Но грош цена всем его популистским инициативам, если нет ответа на главные вопросы: за счет чего будет развиваться украинская экономика? Как поднять отечественную металлургию и машиностроение? Куда сбывать продукцию?
В команде Зеленского не помышляют о восстановлении разрубленных торгово-экономических связей с Россией и не предлагают никакой другой альтернативы. Да и что тут можно предложить?
С другой стороны, шестой президент Украины с момента вступления в должность взял в осаду главные крепости режима Порошенко — Верховную раду, правительство, Генеральную прокуратуру. Сценарий мирного встраивания Зеленского в существующую систему уже неактуален. Но его реформаторские позывы могут возыметь совсем не тот эффект, на который рассчитывают украинцы.
Зеленский решительно намерен побороть систему, а она готова неистово сопротивляться. Это чревато беспрецедентным затяжным политическим кризисом, который обязательно спровоцирует экономическую турбулентность. События 2014 года наглядно это продемонстрировали.
Самое безобидное, что грозит Украине Зеленского, — стремительное падение курса национальной валюты.
По прогнозам международного рейтингового агентства Fitch Ratings, уже в этом году доллар поднимется до 30,7 гривны. Это явно не предел, если страну будет «лихорадить».
Реформаторство Зеленского выпало на самый непростой для Украины период. С 1 июля вступает в силу новая модель оптового рынка электрической энергии, которая чревата стремительным ростом тарифов. Правительство сокращает расходы на выплату субсидий, а долги за коммуналку продолжают расти (как и долги по зарплате украинцам). Добавим к этому решение Москвы ограничить экспорт нефти и нефтепродуктов на Украину, а также скорый запуск газопровода «Северный поток — 2», который ударит по украинскому транзиту.
Вот лишь короткий перечень проблем экономического характера, которые выпадают на первые годы каденции Зеленского. Президент Украины явно не знает, как их решать. Зато легко может усугубить ситуацию.