Прибалтийские демографы и экономисты снова пророчат катастрофу из-за рекордного сокращения населения Литвы, Латвии и Эстонии. Рождаемость в Прибалтике сокращается, а реальные цифры эмиграции населения намного выше официальных. Если и дальше ничего не делать, демографическая катастрофа перерастет в экономическую и социальную. Но пытаться что-то делать по большому счету уже поздно.
«Рождаемость с момента восстановления независимости сильно сократилась, а новое поколение должно прийти на рынок покупать жилье, но их гораздо меньше, чем могло бы быть», — говорит литовский экономист Нериюс Мачюлис.
По мнению эксперта, катастрофическое положение дел в области демографии ведет Литву к экономическому кризису, несравнимому по силе даже с тем, что был в 2008 году.
Новый кризис в Литве, как и предыдущий, будет следствием всемирного кризиса, который рано или поздно произойдет, потому что капиталистическая экономика развивается циклично, и в ней неизбежны кризисы перепроизводства. Литва давно и тотально зависит от мировой экономики, является ее частью, поэтому мировой кризис неотвратимо ударит и по Литве.
Другое дело, что кризис, в зависимости от состояния национальной экономики и социальной сферы, может ударить с большей или меньшей силой. Всемирная рецессия 2008–2009 наглядно показала, как это бывает.
Одни страны, например, Германия, влияния кризиса почти не почувствовали, в других, например, в Польше, в условиях кризиса сохранился небольшой экономический рост, зато в странах Балтии кризис уничтожил до четверти экономики и похоронил миф о «балтийских тиграх».
Рекордное сокращение населения сегодня ведет к тому, что по Прибалтике следующий кризис снова ударит больнее всех в мире.
Сейчас в экономиках балтийских стран более здоровая ситуация, чем та, что была в предкризисные «жирные годы». Нет спекулятивного капитала западных банков, нет кредитного «пузыря» ипотечных и потребительских займов. С этой стороны опасности ждать не приходится.
Однако умереть можно разными способами. В демографии ситуация как раз более чем нездоровая. С каждым годом все больше людей выходят на пенсию, а количество работающих, которые платят налоги, все сокращается.
Поддерживать социальную стабильность при этом и так тяжело, но в случае неблагоприятного внешнего воздействия экономика и «социалка» в Прибалтике попросту рухнут.
При этом перелома демографической ситуации в балтийских странах не происходит.
Максимум, чем могут порадовать соотечественников власти Литвы, Латвии и Эстонии, — это заявления, что темпы эмиграции в последние два года замедлились. Звучит это примерно как «больному перед смертью стало значительно лучше».
Впрочем, местные демографы не спешат радоваться даже снижению эмиграции.
«Я предпочитаю считать не отъезды из Латвии, которые зачастую нигде не регистрируются, а въезды латвийцев в страны ЕС и ОЭСР, — говорит профессор Латвийского университета Михаил Хазан. — По моим данным, в последние годы ежегодно эмигрировало на 5–8 тысяч жителей Латвии больше, чем по официальной статистике (и это без учета отъездов в Россию и страны СНГ). Какая-то часть этой разницы могла сложиться за счет латвийцев, перебравшихся, например, из Англии в Германию, но в целом ясно, что реальная эмиграция значительно выше официальной».
Другой латвийский ученый, демограф Илмар Межс, считает, что к 2030 году население Латвии сократится до 1,7 миллиона человек (сейчас в Латвии официально 1,9 миллиона).
Этому будет способствовать сокращающаяся год от года рождаемость и «чемоданные» настроения уже немногочисленной молодежи.
В прошлом году численность населения Латвии сократилась на 9,5 тысячи человек из-за отрицательного естественного прироста. Это вдвое больше, чем из-за эмиграции, и это самый высокий показатель в Латвии за последние семь лет.
При этом 36% латвийцев трудоспособного возраста, по результатам опроса прошлого года, собираются уехать из Латвии в ближайшее время. В возрастной группе 18–35 лет граждан, планирующих эмиграцию, большинство.
В двух других странах Балтии тенденции аналогичные. Цифры рождаемости, эмигрантские настроения и сама эмиграция для Прибалтики — это не диагноз. Это приговор.
Страны, в которых не хотят жить и заводить детей, в перспективе уже мертвы: экономический кризис может ускорить процесс их умирания, но остановить его уже невозможно.
Это признают и прибалтийские эксперты. «Что касается кризиса, может случиться что угодно. Вероятный сценарий, которого я боюсь больше всего, — стагнация», — говорит Нериюс Мачюлис.
То есть кризис — это когда все будет идти как идет. Хронический, унылый, вялотекущий прибалтийский кризис.
Такой и будет, потому что все и будет идти как идет.
В выступлениях прибалтийских руководителей нет и намека на то, что их страны развиваются неправильно, что в демографии катастрофа, что надо что-то срочно менять.
Да и что теперь поменяешь? Много лет назад надо было что-то менять, а теперь остается делать самоуспокаивающие заявления, что темпы эмиграции сокращаются, а кремлевская пропаганда сильно преувеличивает размер пробоины, которую проделал айсберг в корме нашего прибалтийского «Титаника».