Несмотря на волну высылки российских дипломатов из стран Евроатлантики в связи с «делом Скрипаля», 27 марта 2018 года компания Nord Stream 2 AG получила разрешение на строительство и эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» в германской исключительной экономической зоне. Эта новость не добавила оптимизма украинским властям, сколачивавшим в последние полгода коалицию из противников проекта в попытке заблокировать строительство газопровода через Вашингтон и структуры Европейского союза.
В марте 2018 года главы парламентов Литвы, Латвии и Польши подписали в Вильнюсе совместное заявление против строительства «Северного потока — 2» («СП‑2»), отметив, что газопровод является геополитическим проектом, основанным на политическом решении об отказе от транзита газа через Украину. Позже к данному обращению присоединились Украина, Молдавия и Эстония.
Однако Еврокомиссия (ЕК) не может запретить строительство нового газопровода, так как это противоречит энергетической политике ЕС, нацеленной в том числе на увеличение количества маршрутов доставки энергоносителей.
Заставить европейские компании отказаться от строительства «СП‑2» смогут разве что беспрецедентные меры давления со стороны США, развивающих программу производства сжиженного природного газа (СПГ) и нацеленных на экспансию на европейский газовый рынок.
Куда более вероятно, что ЕК будет вводить ограничения на использование мощностей «СП‑2» для поставщика в лице «Газпрома», что предусмотрено Третьим энергопакетом. Хотя, как показывает, например, опыт эксплуатации газопровода OPAL (продолжение первой ветки «Северного потока» по суше), в случае форс-мажоров или наступления холодов ЕК снимает ограничения на загрузку данного трубопровода.
В общем-то, преграды на пути строительства «Северного потока — 2» постепенно устраняются. Косвенно продвижению данного проекта способствует руководство «Нафтогаза Украины». Госкомпания планирует подать очередной иск в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма относительно пересмотра тарифов на транзит газа, поскольку, по мнению коммерческого директора «Нафтогаза» Юрия Витренко, Украина с 2009 года недополучила примерно 20 млрд долларов из-за заниженных транзитных ставок.
Однако транзитные ставки по территории Украины и без того куда выше, чем в соседних странах ЕС, и выше расчетной стоимости прокачки «голубого топлива» через «СП‑2». А значит, это еще один аргумент в пользу запуска «СП‑2», грозящего Украине утратой львиной доли транзитной ренты, тысяч или даже десятков тысяч рабочих мест и понижением ее геоэкономической значимости на Евразийском континенте.
Кроме того, в случае запуска обходных трубопроводов неизбежно повысятся тарифы на транспортировку газа по Украине, а также потребуются дополнительные расходы на оптимизацию газотранспортной системы (ГТС), на которую завязана система газораспределительная (трубопроводы среднего и низкого давления).
Тем не менее говорить о том, что контракт на транзит газа между «Газпромом» и «Нафтогазом», истекающий в конце 2019 года, не будет продлен, преждевременно. Издание «Коммерсант» сообщает, что «Газпром» в 2020 году не сможет обойтись без украинской ГТС, поскольку к тому времени наземная инфраструктура в ЕС еще не будет готова к приему газа по «СП‑2». Кроме того, существует позиция ЕК и правительства ФРГ относительно того, что за Украиной должны сохраниться определенные объемы транзитного газа, тем более что наличие на Украине объемных подземных хранилищ газа позволит несколько сглаживать пики европейского потребления. Наконец, с технической точки зрения через Украину проще всего снабжать газом Молдавию и Приднестровье.
Интрига заключается в том, какие политические условия будет выдвигать Киев для продления транзитного контракта.
В то же время резкое падение либо же вовсе прекращение транзита может создать технические трудности для реверса природного газа через западную границу Украины. Правда, ввиду продолжающихся тенденций к сокращению потребления газа (падение промышленного производства, отказ жителей сёл от газа, меры энергоэффективности) и к хоть и незначительному, но увеличению собственной газодобычи, потребности Украины в импорте будут сокращаться. Необходимые же объемы, к примеру, можно будет докупить с расширяющегося терминала в польском Свиноуйсьце, тем более что на рубеже 2020–2021 годов планируется ввести в эксплуатацию новый газопровод-интерконнектор между Украиной и Польшей пропускной способностью до 7 млрд кубометров в год.
Примечательно, что в ходе недавнего визита Петра Порошенко в Катар была высказана готовность покупать катарский СПГ — ближайшим хабом, с которого его можно доставить на Украину, является именно польский терминал на Балтийском побережье.
Понятно, что цена катарского газа «кусается» в сравнении с российским трубопроводным газом, даже если закупать последний через европейских трейдеров, но логика нынешней украинской власти, нацелившейся на разрыв торгово-экономических связей с РФ, именно такова.