×
Экономика Экономика

Латвия перестала быть «тихой гаванью» для российских денег

Источник изображения: classpic.ru

Латвия перестала быть «тихой гаванью» для капиталов из России и стран СНГ. Вступление прибалтийской республики в Организацию экономического сотрудничества и развития привело к зачистке банковского сектора, к тотальным проверкам на предмет недостаточно прозрачных вкладов. За год объем депозитов нерезидентов «просел» на три миллиарда евро. Иностранные клиенты начали искать место «потише».

Один из крупнейших частных банков Латвии, работающий главным образом с нерезидентами, — Rietumu Banka (лат. «Западный банк» — прим. RuBaltic.Ru) стал фигурантом крупного уголовного дела по отмыванию денег. Тюремное заключение сроком на 4 года — такого наказания требует французская прокуратура для председателя правления банка Александра Панкова; сам банк сторона обвинения предлагает оштрафовать на 90 млн евро. Как показали так называемые панамские документы, главный подозреваемый по этому делу, экс-руководитель компании France Offshore Надава Бенсуссана, обвиняемый в создании мошеннических схем, через которые отмыто более 700 млн евро, пользовался услугами Rietumu Banka.

«Беспрецедентные требования обвинения не имеют основания, и они будут серьезнейшим образом оспорены как с юридической, так и с фактической точки зрения. Мы еще раз подчеркиваем, что вели себя корректно, соблюдая закон», — прокомментировал ситуацию глава юридического департамента банка Ярослав Замулло.

Ярослав ЗамуллоЯрослав Замулло

Уголовное дело, фигурантом которого стал латвийский банк, едва ли представляет большой интерес само по себе: в конечном итоге суд разберется. 

Знаковость сюжета с Rietumu Banka в другом: Латвия окончательно утратила имидж «прачечной» для денег с постсоветского пространства.

На протяжении последних 25 лет капиталы из России и стран СНГ активно пользовались услугами прибалтийских банков для ухода от налогов в странах своего происхождения, для транзита на Запад. Местные финансово-кредитные организации упоминались в связи с целым рядом международных скандалов: «дело Магнитского», «молдавский миллиард», «Панамагейт». 

Количество долларовой валюты, которая проходила через финансовую систему маленькой Латвии, составляло один процент от всех долларовых сделок в мире — сотни и сотни миллионов. И конечно, не всегда эти потоки контролировались с должной зоркостью.

На сайтах компаний, предлагающих регистрацию офшоров для граждан СНГ, Латвия значилась среди топовых предложений. Знание русского языка, схожесть менталитета и удаленная от других постсоветских государств юрисдикция — все эти «преимущества» превратили прибалтийскую республику в «тихую гавань» для денег с востока. В конце 2015 года доля вкладов нерезидентов в латвийском банковском секторе составляла 53,4%.

Ситуация изменилась быстро. Комиссия рынка финансов и капитала начинает перетряхивать местные банки, привлекая к этому американских аудиторов; ужесточаются Закон о предотвращении легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма, Закон о кредитных учреждениях. Причина этого — подготовка страны к вхождению в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подготовка банковского сектора Латвии к автоматическому обмену информацией в рамках программы ОЭСР.

Один из видов деятельности этой международной организации — противодействие отмыванию денег, уклонению от уплаты налогов, взяточничеству. ОЭСР неоднократно указывала официальной Риге на коррупцию в латвийском банковском секторе, требовала усилить финансовое регулирование. Для получения «членского билета» пришлось реагировать.

ОЭСР неоднократно указывала официальной Риге на коррупцию в латвийском банковском сектореОЭСР неоднократно указывала официальной Риге на коррупцию в латвийском банковском секторе

За двадцать месяцев прелюдий к вступлению Латвии в ОЭСР 2 июня 2016 года было оштрафовано семь банков, еще несколько счастливчиков отделались предупреждениями регулятора. За легализацию средств, полученных преступным путем, знаменитый своей «отмывочной» деятельностью Trasta komercbanka лишается лицензии.

Напуганные происходящим нерезиденты начинают выводить деньги из Латвии. За год доля иностранных вкладов в латвийском банковском секторе сокращается с 53,4% до 43,0% от общего числа депозитов — с 13 млрд евро до 10 млрд. Кредитно-финансовые учреждения вынуждены усиливать проверку вкладчиков и повышать тарифы.

Усиление давления на банковский сектор, безусловно, повлияет на его отдачу в латвийскую экономику. В 2014 году, по данным исследования аудиторской компании KMPG Baltics, банкинг формировал 4,51% ВВП страны, обеспечивая работой более 22 тыс. человек. Последние годы в отрасли наблюдается как снижение количества коммерческих банков и филиалов иностранных банков, так и сокращение общей численности банковских работников и объема клиентских счетов.

Вступив в Организацию экономического сотрудничества и развития, Латвия окончательно поставила на себе крест как на «тихой гавани» для восточных капиталов, не всегда полностью чистых, зато внушительных.

Но на что же в итоге променяла прибалтийская республика этот пусть этически и сомнительный, но прибыльный имидж? Основной мотив вступления в клуб ОЭСР, о котором с пафосом рассказывали латвийские власти, — «знак качества» этой международной организации. Членство в ОЭСР якобы должно сигналить о развитости экономики Латвии, посылать инвесторам сообщение, что в эту страну можно вкладывать. Только вот незадача: в прошлом году иностранные инвесторы впервые за 25 лет уменьшили свои вложения в основной капитал латвийских предприятий. Спад составил 206 млн евро.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров