×
Экономика Экономика

Прибалтийский бизнес: ещё один год под знаком санкций

Источник изображения: http://prostoinvesticii.com/

Завершается ещё один год, прошедший под знаком санкционного противостояния России и Запада. Противостояния, сдерживающего торговые контакты, ограничивающего экономический рост. Парадоксально, но больше всего от такой борьбы страдают самые яростные её апологеты – страны Балтии. И пока прибалтийские политики голосовали за продолжение экономического сдерживания Москвы, прибалтийские же предприниматели пытались выжить без столь любимого ими российского рынка. Получилось не у всех.

Уходящий год для прибалтийского бизнеса едва ли можно назвать удачным. Как бы ни били себя кулаками в грудь политики, что бы ни рассказывали провластные экономисты, невозможно не признать: страны Балтии находятся в первом ряду наиболее пострадавших от санкционного противостояния с Россией государств. Итог вполне прогнозируемый: непосредственные соседи сильнее зависимы друг от друга, чем торговые партнёры по разные стороны земного шара. Для прибалтов эта зависимость определяется удельным весом их экспорта в Россию в общей структуре экспорта: 39,5% эстонских, 44,5% литовских и 48,1% латвийских товаров и услуг, проданных за пределами ЕС в 2013 году, предназначались для восточного соседа.

Логично, что самые географически близкие потеряли больше других. С 2013-го по 2015 год экспорт в Россию из Эстонии сократился на 12,7%, из Латвии – на 10,7%, из Литвы – на 9,1%, тогда как в среднем по ЕС продажа товаров и услуг в Россию за этот период просела на 2,8%. 
Женевский институт исследований международных отношений и развития (PSIG)
Женевский институт исследований международных отношений и развития (PSIG)

«Наиболее пострадавшие», – по праву определил страны Балтии в «санкционной войне» России и Запада Женевский институт исследований международных отношений и развития (PSIG).

По последним данным Eurostat, диагностирующим состояние внешней торговли за десять месяцев 2016 года, Литва и Латвия продолжают оставаться в числе государств с наиболее существенным падением экспортных объёмов (-2% и -3%), уступая в этом антирейтинге лишь Финляндии (-4%) и Великобритании (-12%). Как следствие, рост прибалтийских экономик в который раз пересматривается в сторону понижения. По свежим прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, официальные Рига и Таллин в уходящем году смогут похвастаться прибавком к ВВП всего лишь на 1,1%, Вильнюс – на 2,1%.

Более чем скромные цифры. Об обещанных ранее 3% не идёт и речи.

За сухими статистическими показателями падения экспорта и утраченного экономического роста скрываются закрытые предприятия, уволенные работники, невыплаченные кредиты и новые эмигранты. Тяжелее других «санкционную войну» с Россией переживают прибалтийские аграрии.

В уходящем году доходы зерноводческих хозяйств упали на 20%, а по сравнению с 2014 годом – на все 40%, не внушают оптимизма расчёты Крестьянского сейма Латвии. Брюссель прибалтийских фермеров не балует: европейская поддержка для латвийских крестьян составляет 144 евро за гектар, для литовцев и эстонцев – 174 евро и 196 евро соответственно. В среднем по ЕС уровень дотаций за сельскохозяйственные площади находится на уровне 266 евро.

Приходится аграриям стран Балтии выживать на голом энтузиазме. Получается далеко не у всех.

Как оказалось, прибалтийская сельхозпродукция ценилась только в России, а все разговоры про латвийские шпроты на азиатских рынках и литовское молоко на прилавках Чили так и остались просто разговорами.

Пусть формально в течение полутора лет латвийские производители рыбных консервов и начали экспорт по 11 новым направлениям, активными из них остались лишь четыре: Китай, Египет, Гонконг и Сомали. Нетрудно догадаться, что объёмы на этих экзотических рынках абсолютно ничтожны – 400 тыс. евро.

Прибалтийских фермеров российское продовольственное эмбарго коснулось напрямую, но в рядах пострадавших не они одни. В конце октября к латвийскому правительству с просьбой о помощи обратился Даугавпилсский локомотиворемонтный завод. Ситуация банальна: предприятие на грани банкротства, а для получения спасительного кредита требуются госгарантии. Причина тоже вполне понятная: заказы из России сократились, деньги закончились. С января 2015 года руководство было вынуждено сократить 432 человека. На заводе, хоть как-то поддерживающем самый депрессивный регион республики, осталось ещё с полтысячи работников.

Вот только латвийское правительство, ратующее за продолжение санкционной борьбы, оказалось не очень-то сердобольным. Премьер перевёл стрелки на Минфин, попросив проанализировать ситуацию. «Сейчас ничего конкретного обещать не могу, так как прежний опыт с государственной поддержкой был негативным», – поспешила обезнадёжить руководство и работников завода министр финансов Дана Рейзниеце-Озола. «Денег нет, но вы держитесь».

Дана Рейзниеце-ОзолаДана Рейзниеце-Озола

Денег действительно категорически не хватает. Полуживой бизнес не способен в должной мере наполнять казну. Военные расходы, между тем, нужно увеличивать. Остаётся состригать остатки с предпринимателей-кустарей и множить долги.

В ноябре Латвия и Литва вошли в пятёрку стран ЕС с самым высоким показателем прироста госдолга: второе и пятое место антирейтинга.

Что до мелкого бизнеса, то в завершение уходящего года официальная Рига таки попыталась объявить против него «крестовый поход». В конце ноября Сейм Латвии принимает решение отказаться от льготного режима налогообложения для микропредприятий. Слишком человеческие условия, негоже. Правда, в конечном итоге законотворцы пока ограничились лишь повышением налоговой ставки, что потребовало вмешательства президента. Ведь когда одна государственная рука яростно голосует за разрыв связей с крупнейшим торговым партнёром, другой руке ничего не остаётся, кроме как с большим усердием продолжать шарить по карманам собственных граждан. Результат такой «браконьерской» политики предсказуем.

«Давление государства на национальный бизнес растёт. Повышаются налоги, вводятся новые пошлины, дорожает электроэнергия», – сухо сообщили в правлении Severstal Distribution, анонсировав уход из Латвии. Всё просто: стало невыгодно.

Уходящий год для прибалтийских предпринимателей трудно назвать удачным. Санкции продолжали негативно влиять на торговлю. Политики сумасбродили, пытаясь что-то делать с сокращающейся налоговой базой, пытаясь наполнять казну. Позиции стран Балтии в рейтинге Doing Business между тем снижались: Литва – -1, Латвия – -2, Эстония – -3.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров