×
Экономика Экономика

ЕАЭС расширяет возможность выбора для потребителя

Источник изображения: sb.by

Евразийский банк развития сообщил о росте внешнеторгового оборота России с другими странами — участницами ЕАЭС на 10%. Эта новость прозвучала как доказательство эффективности проекта Евразийского экономического союза, который отмечает в этом году свое пятилетие. О том, какую практическую пользу несет ЕАЭС жителям стран, которые в него входят, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал генеральный директор Евразийского центра интеграционных исследований, полномочный представитель президента Делового совета ЕАЭС Станислав НАУМОВ.

— Г-н Наумов, на одном из предприятий, которое занимается созданием материалов для стоматологии, мы спросили: вот есть ЕАЭС, знаете ли вы о нем, чувствуете ли вы какую-либо пользу от него? Нам ответили, что никакой пользы от него не получают. Собственно, они знают, что он существует, читали об этом, но они далеки от этого. Но теперь прошло уже 5 лет функционирования ЕАЭС. Что деловое сообщество ответило бы на этот вопрос сейчас?

— Деловое сообщество в таких случаях говорит: «Нам помогать не надо, вы, главное, не мешайте». Поэтому если в том ответе про невидимую пользу подразумевалось, что и вреда особого наднациональное регулирование не приносит ни рядовым гражданам, ни небольшим предприятиям, то это хорошо.

Хорошо, если так и осталось. Значит качество этого наднационального регулирования 5 стран, по крайней мере, еще не безнадежно. Его не нужно кардинально пересобирать, переконструировать.

В принципе, обычно жители приграничных территорий лучше чувствуют интеграцию.

Хотя бы на продовольственном рынке. Например, житель Челябинской области по отношению к теме ЕАЭС мог бы сказать: у нас тут через речку казахстанский населенный пункт, мы сейчас можем выбрать, ехать в свою «Пятерочку» или ехать в казахстанский магазин за продуктами.

Любой человек хочет иметь возможность потребительского выбора. Обычно это дается в супермаркете, где есть разные категории товаров, а внутри каждой категории имеется несколько альтернатив. Мы формируем свою потребительскую культуру.

И ЕАЭС как оболочка дает возможность большего выбора, причем в традиционных узнаваемых моментах.

— В каких, например?

— Тот же самый туризм.

Я уверен, что мы находимся в точке длинного роста туристических услуг внутри союза, этому будут способствовать мероприятия типа Олимпиады в Сочи в 2014 году, Европейских игр в Минске и других.

Люди, в первую очередь, должны чувствовать такие форматы в отношениях друг с другом. Не то чтобы Путин с Лукашенко дали новые поручения своим чиновникам, но вы их тоже почувствуете. У любого исполнения решений пяти президентов есть какая-то чиновничья версия, и если чиновник будет проинтеграционно настроен, он выполнит это так, что жители всех пяти стран это почувствуют.

Например, он разрешит полеты компании AirAstana в новые аэропорты РФ, не настаивая на том, чтобы встречно были предоставлены точки в системе казахстанских аэродромов. Условно говоря, проект «Общее небо» или регулирование порядка продажи билетов на межрайонные и межгосударственные автобусные сообщения.

Сейчас это все больше и больше становится предметом локальной уберизации и оцифровки. А если это все без швов и без стыковки характерно для большей территории, чем Белгородская область, это расширяет свободу перемещения рабочей силы.

То есть вы можете найти себя с дипломом Белгородского государственного университета в вип-листе белорусской, армянской или казахстанской компании. Вам не надо будет доказывать, что образование, которое вы получили, соответствует стандартам.

Это то направление, в котором движется сегодня гуманитарное измерение союза.

То же самое относится к бизнесу. Если мы понимаем, что у бизнеса есть возможность закупать сырье не только у внутренних поставщиков, но и из другой страны союза, то он получает ее без импортного сбора, без длительных таможенных процедур и так далее. В пищевой промышленности это наиболее ярко выражено: вы приходите в «Пятерочку» и берете консервированную киргизскую, таласскую фасоль.

— А разве возможности для бизнеса закупать сырье в другой стране еще не были созданы в рамках, допустим, таможенного союза СНГ?

— Они были, но мы же с 1991 года стали открытой экономикой, и место, которое связано с координацией поставок, занимают чаще всего вполне эффективные посредники, которые собирают товары и формируют поставку. Так устроена оптовая торговля. Никакая внутренняя и внешняя торговля без оптового элемента не работает.

ЕАЭС — это в каком-то роде аналог управленческой таблицы Excel.

Совокупность норм наднационального регулирования — она если и не лучше норм национального регулирования, не проще, понятнее, точнее, то, по меньшей мере, эта формула дает вам в итоге сумму больше по дельте, чем если бы вы действовали только на локальном рынке с только национальным регулированием.

Сегодня это аксиома для любого бизнеса в любой стране. Поэтому мы видим примеры Трансатлантического соглашения — попытки США и ЕС выйти на условия ВТО плюс в том числе уйти от ряда ограничений ВТО. Все эти попытки указывают на то, что существует огромное количество предприятий, которые ищут для себя нечто иное, чем двустороннее регулирование экспортно-импортных операций.

Интеграция дает новое качество экономической свободы вопреки фобиям о том, что кто-то что-то утрачивает. Особенно, конечно, в среднесрочной перспективе выигрывают небольшие экономики, чем если бы они продолжали быть локальными.

А при условии, что маркетинг становится цифровым, поле заказов становится цифровым, вы находите быстрее не только сырье, но и конечного покупателя.

Например, платформа Aliexpress — как раз такая история. Они же не китайские товары поставляют потребителю, они дают возможность зайти на платформу и посмотреть, что там предлагается, и обеспечить финансовый контроль доставки. То есть они выступают как финансовая инфраструктура. Они спрямляют существующие формы приобретения товаров.

Или то, что сейчас происходит в уличном ретейле. Самый продаваемый продукт сегодня — обычная питьевая вода. Из этого следует как минимум эффективность бизнеса по поставке вендорной техники на каждом углу магазина. А в идеале вы идете по улице, хотите попить, и к вам подходит курьер службы доставки. То есть магазин идет за вами. И все эти правила должны быть общими.

Почему вспомнил Aliexpress — потому что ничто не мешает кыргызстанским предпринимателям создать такой сервис, который будет результировать на финансовой положительной сумме, работая и в Кыргызстане, и в Казахстане.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Федор Лукьянов: Россия и Запад теряют интерес к постсоветскому пространству
21 августа 2019
Интервью с главным редактором журнала «Россия в глобальной политике», научным директором Валдайского клуба Федором Лукьяновым.
«По логике Евросоюза, Белоруссия должна быть разорена, как Украина»
16 августа 2019
Интервью с руководителем Центра политэкономических исследований Института нового общества Василием Колташовым.
Страны ЕАЭС убедились: евразийская интеграция — это серьезно
22 августа 2019
Интервью с директором Информационно-аналитического центра по изучению процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. Ломоносова Дарьей Чижовой.
В какие отрасли калининградской экономики может прийти бизнес из Беларуси?
15 августа 2019
Интервью с главой официального представительства посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в городе Калининграде Сергеем Молуновым.
Новости партнёров