Литва и Латвия нарастили свои военные бюджеты до 2% ВВП и со следующего года будут соответствовать требованиям НАТО по расходам на оборону. На достигнутом в Вильнюсе и Риге останавливаться не собираются и в ближайшие годы намерены увеличить оборонные бюджеты до 2,5%, а там и до 3% ВВП. Страны Балтии, таким образом, являются рекордсменами роста военных расходов в Европе. При этом по расходам на социальные нужды, разрыву в доходах между богатыми и бедными и материальному благополучию населения Прибалтика сохраняет печальное антилидерство в ЕС и не стремится сокращать свой отрыв от европейских союзников.
В бюджете Литвы на 2018 год военные расходы составили 2,006% внутреннего валового продукта. Кроме армии, было в очередной раз повышено финансирование прочих силовиков. Снова увеличились бюджеты Департамента госбезопасности, Службы спецрасследований, Службы расследования финансовых преступлений, прокуратуры.
Другим литовским бюджетникам повезло куда меньше. Хоть нынешнее правительство Литовского союза крестьян и «зеленых» и объявило бюджет на 2018 год социально направленным, их финансирование если и увеличили, то куда меньше, чем обещали.
Так, на развитие науки государство выделило 22 миллиона евро вместо обещанных ученым 34 миллионов. Лишних 5 миллионов евро, запланированных на повышение студенческих стипендий, для студентов не нашлось. На борьбу против насилия в быту выделили 660 тысяч евро вместо предполагавшихся четырех миллионов. Обделенными оказались литовские медики, спасатели, пожарные.
Перекос в финансировании в пользу госслужащих и военных в ущерб работникам социальной сферы вызывает всеобщее раздражение и грозит перерасти в акции протеста литовских бюджетников.
Зарплаты отдельных госслужащих в следующем году вырастут на 70%, тогда как пограничников — на 5%. Сотрудники Службы спецрасследований и прокуратуры в предоставленном правительством проекте бюджета должны были получать на 30% больше, тогда как врачи и учителя — на 2%.
После принятия Сеймом бюджета в Литовском союзе врачей объявили, что будут протестовать. «Это будет мирный митинг. Мы думаем, что, скорее всего, это будет первая неделя января. Мы не хотим отвлекать депутатов и жителей на неделе, когда будут вспоминать 13 января: эта дата не подходит для политических игр. Мы планируем, что на улицу выйдет много резидентов, все члены Литовского союза врачей и поддерживающие нас граждане. Думаем, будет человек 500», — заявила член Литовского союза врачей Урте Буйлите, по словам которой итоговое решение не повышать молодым врачам зарплаты на 30%, а оставить их на уровне «минималки» стало «последней каплей» для профессионального сообщества.
Готовятся протестовать и учителя. Сразу три профсоюза педагогов Литвы обратились с призывом добиваться повышения зарплаты на акциях протеста. «Громко объявлять о прорывах в системе образования Литвы можно только в декларациях. Идет открытое ее разрушение — закрыты тысячи школ, Литва потеряла 30 тысяч учителей и более 300 тысяч учеников», — говорится в обращении профсоюзов учителей.
Отдельные преподаватели признают, что недофинансирование их отрасли связано со всё возрастающими расходами на содержание армии и спецслужб.
Военный бюджет огромен, все деньги уходят туда. «Лично я согласна, что расходы на оборону должны быть сокращены», — говорит доцент Вильнюсского университета Доната Петружите.
Протесты обделенных сопровождают Литву с Латвией все годы увеличения военных расходов до искомых 2% ВВП (Эстония нормативам НАТО соответствовала изначально, но и она свой оборонный бюджет наращивает). В Латвии два года назад к принятию бюджета на 2016 год была приурочена крупнейшая за 15 лет забастовка учителей. В ней участвовали 911 учебных заведений. Латвийский профсоюз работников образования и науки вывел на улицы 24,5 тысячи человек.
Это были крупнейшие акции протеста в республике за многие годы. Испуганный латвийский Сейм вынужден был пересмотреть проект бюджета: заложить туда 9 миллионов евро на повышение зарплат учителям и 10 миллионов евро — врачам.
Забастовки врачей в Латвии носят хронический характер. Последняя прошла летом этого года; лечить пациентов из-за низкой зарплаты отказались семейные врачи, и Национальная служба здоровья Латвии была вынуждена выпускать инструкции для населения, куда обращаться за медицинской помощью во время забастовки.
Увеличение военного бюджета до 2% ВВП явно не является в глазах населения безусловным благом, поэтому прибалтийские правительства вынуждены говорить о росте расходов на социальную сферу, якобы происходящем параллельно с ростом расходов на военные нужды.
О социальной ориентированности нынешних бюджетов говорят как в Литве, так и в Латвии. «Если в прошлом году приоритетами были образование и оборона, то в этом упор сделан на здравоохранение и демографию», — сказал о бюджете‑2018 премьер-министр Латвии Марис Кучинскис. Бюджет 2018 года нацелен на то, чтобы жители Латвии «стали более сильными и здоровыми», говорит министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озола.
На практике из латвийского бюджета на следующий год не ясно, как правительство намерено с его помощью улучшать катастрофическую демографическую ситуацию в Латвии. Потому что, к примеру, размер семейных пособий в будущем году не изменится и бюджет поддержки молодых семей останется на прежнем уровне. Зато военный бюджет вырастет еще на 126 миллионов евро и составит наконец 2% латвийского ВВП.
И это не предел.
Прибалтийские власти полны решимости повышать военные бюджеты и до 2,5% (а там, глядишь, и до 3% ВВП) и «резать» ради этого другие статьи расходов.
Германия, для сравнения, заявила в этом году администрации США, что у нее нет денег на повышение военных расходов до требуемых Дональдом Трампом 2% германского внутреннего валового продукта. А «резать» другие статьи бюджета ради рекомендаций НАТО по расходам на оборону Бундестаг не станет.
Но где «богатейшие» страны Прибалтики и где какие-то немецкие «нищеброды»? Латвия с Литвой не Германия: им и на ежегодный рост военных расходов денег хватит, и на врачей останется. Правда, сами прибалтийские врачи так не считают, судя по тому, что устраивают митинги с забастовками и эмигрируют в ту же Германию.
Власти Латвии и Литвы горько сетуют на эту проблему, признают, что граждан их стран скоро некому будет лечить, но всё равно тратят всё больше и больше денег на армию и спецслужбы. Ведь «русская угроза» нарастает, «российская агрессия» приближается, на границах уже греют моторы русские танки, а в Вильнюсе, Риге и Таллине вовсю шурует «рука Москвы».
Если посмотреть, кому стратегически более всех выгодна эта неврастеническая подготовка к российскому вторжению, то получится, что… России.
Потому что если правящий класс стран Балтии и дальше будет резать все статьи расходов ради непрекращающегося повышения военных расходов, то из Прибалтики уедут все, кто способен уехать, кто не способен, умрет и Россия сможет занять освободившиеся пустынные земли без всякого вторжения.
Из чего с неопровержимой логикой следует, что прибалтийские правящие политики — это и есть «рука Москвы»!