Еврокомиссия поставила себя в такие условия, что вынуждена сама искать рынки сбыта для российского газа. Об этом красноречиво говорят цифры: потребность «Газпрома» в транзитных услугах Украины снизилась до 10–15 млрд кубометров природного газа в год, тогда как прибыльное функционирование украинской газотранспортной системы стартует с 40 млрд кубометров. Точки над ё расставила первая консультационная встреча по проблеме использования ГТС Украины для поставок российского газа европейским потребителям, которая состоялась 17 июля в Берлине.
В переговорах приняли участие представители всех заинтересованных сторон: от России были министр энергетики Александр Новак и председатель правления государственного концерна «Газпром» Алексей Миллер, от Украины — министр иностранных дел Павел Климкин и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, от Еврокомиссии — комиссар по энергетике Марош Шефчович.
По окончании встречи, которая прошла за закрытыми дверями, некоторые ее участники выступили с комментариями. Стоит отметить, что представители Украины никаких заявлений не делали, правда, они довели себя до ситуации, когда их мнение интересно только им самим.
Была небольшая пресс-конференция Александра Новака. Ответы на вопросы журналистов российский министр давал весьма корректно, стараясь не переходить на эмоциональные оценки мнений, изложенных участниками встречи. Также с короткой репликой выступил Алексей Миллер — глава «Газпрома» подчеркнул, что в Берлине была именно консультационная встреча, а не переговоры.
Для большей объективности будем опираться на комментарии Мароша Шефчовича. К сожалению, еврокомиссар выступал на английском языке, хотя он — выпускник МГИМО, шесть лет прожил в Москве и неплохо владеет русским. Позволим себе процитировать часть его комментариев.
Комментарий № 1: «Мы пришли к соглашению, <...> что продолжим переговоры осенью. К следующей встрече наши эксперты должны поработать над более точной оценкой того, как будут выглядеть потребности ЕС в газе на следующую декаду. Мы также договорились сегодня разделить старые и новые проблемы и сосредоточиться на том, как договориться о хорошем транзитном контракте на период после 2019 года».
Отвечая на вопрос журналистов, считает себя Еврокомиссия стороной этих переговоров или посредником, Шефчович подчеркнул, что ЕК выступает в процессе трехсторонних консультаций «честным брокером и предоставляет необходимую экспертизу».
Несколько неожиданно — очень откровенный текст, будто во время встречи господин комиссар испытал серьезную нервную встряску и не успевает облечь собственные мысли в дипломатически обтекаемые фразы. ЕК выступает брокером, сказал Шефчович. Вам напомнить, какую работу выполняют брокеры? Помогают продавцам и покупателям находить клиентов для заключения сделок.
Если исходить из анализа, который был дан в предыдущей статье на эту тему, то мы наблюдаем полное совпадение: Александр Новак и Алексей Миллер «подписали» еврокомиссара на поиск покупателей российского газа на 40–50 миллиардов кубометров в год. Именно столько, согласно расчетам, требуется для того, чтобы функционирование ГТС Украины прошло точку безубыточности, а выполнение транзитных услуг принесло прибыль.
Не было у Еврокомиссии и украинских визави другого выхода — теперь именно они обязаны искать для России потребителей, помогать наращивать российский газовый экспорт в Европу.
Еврокомиссия долгое время была противником реализации проекта «Северный поток — 2», пыталась изобрести какие-то законодательные ограничения, а теперь ситуация перевернулась с головы на ноги!
«Теперь» — это после того, как за день до встречи в Берлине президент США Дональд Трамп на совместной с Владимиром Путиным пресс-конференции заявил, что он «дарует» Германии право на строительство газопровода.
Еврокомиссии приходится не только смириться с этим фактом, но еще и искать «Газпрому» клиентов — конечно, такая ситуация давит на нервы, потому и текст от Шефчовича столь откровенен. Можно из ехидности поинтересоваться, не забыл ли господин еврокомиссар выторговать у представителей комиссионные — честные брокеры всегда получают вознаграждение за успешную работу, — но это наверняка является коммерческой тайной. Пожелаем господину еврокомиссару успешно потрудиться — его усилия принесут пользу не только ЕК и Украине, но и государственному бюджету России.
Говорили ли Новак и Миллер о том, что России нужны гарантии, что деньги, полученные за транзитные услуги, будут использованы на поддержание ГТС Украины в рабочем состоянии? Шефович ответил и на этот вопрос.
Комментарий № 2: «Новый контракт по транзиту российского газа в ЕС через Украину после 2019 года будет выполняться новым независимым оператором украинской газотранспортной системы. "Нафтогаз" в настоящее время готовится к процедуре разделения, и новый контракт с 2020 года уже должен в полном объеме выполняться новым независимым и полностью сертифицированным оператором. Мы также должны понять, как новый независимый оператор газотранспортной системы Украины будет выполнять свои обязательства».
Здесь Шефчович уже более дипломатичен, но суть ответа предельно ясна: как и Россия, Евросоюз устал от поведения «Нафтогаза» и руководства Украины, от бесконечных судебных споров с «Газпромом» по любым поводам и даже при полном их отсутствии. Нет у еврокомиссара и доверия к украинскому предприятию относительно того, что его начальники способны реинвестировать полученную за транзитные услуги прибыль в ГТС Украины. К тому же если уж Шефчовичу приходится мириться с полным превосходством России на консультационных встречах, то нужны гарантии, что это не повторится и впредь.
Новый оператор, который будет действовать на основании европейского законодательства, обеспечит прозрачность механизмов использования транзитных платежей; они будут аккуратно распределены между бюджетом Украины как владельца ГТС (если, конечно, не произойдет каких-то изменений в этом вопросе) и требованиями, которые «выставляют» практически полностью амортизированные трубы, компрессорные станции и прочее оборудование.
В руках Украины — не ею созданный «механизм», способный перекачивать 140 млрд кубометров газа в год, да еще и обеспечивать европейским потребителям возможность хранить необходимое им количество газа в ПХГ (подземных хранилищах газа).
Такой «механизм» требует бережного отношения, и Еврокомиссия намерена его обеспечить. Еще одно полное совпадение с изложенным в предыдущей статье: не только Россия, но уже и Еврокомиссия считают представителей Украины недоговороспособными переговорщиками, доверять которым нет никаких оснований.
Простая незатейливая логика: у России есть необходимый Европе товар, посредник не способен качественно исполнять свои обязанности, значит, нужно помочь такому посреднику всеми доступными методами.
Комментарий № 3: «Также требует прояснения вопрос, как новые нормы украинского законодательства, адаптированного под требования ЕС, будут действовать в сфере определения тарифов на газ и на его транзит».
«Газпром» неоднократно призывал «Нафтогаз» привести тариф в соответствие с европейскими стандартами, но понимания не нашел; что ж, придется договариваться с Еврокомиссией.
Можно подвести итоги. Во-первых, честный брокер в лице Еврокомиссии будет разбираться с объемами газа, которые нужны европейским потребителям. Во-вторых, тарифы на прокачку газа и гарантии модернизации ГТС Украины будут определены без участия «Нафтогаза», «старые и новые проблемы» будут разделены. Таким образом, давление со стороны Евросоюза на Украину в транзитной проблеме будет только возрастать — но не для того, чтобы унизить достоинство независимого государства, а для того, чтобы помочь его нынешним руководителям спокойно зарабатывать деньги и не мешать это делать другим заинтересованным сторонам.
Украина в проигрыше не останется — как минимум, налоги в государственный бюджет за тарифные услуги точно попадут, а после того, как будут закончены ремонт и модернизация ГТС, начнет поступать и стабильная прибыль.
Не будет в проигрыше и Евросоюз: «холодный душ», который пролился на его руководство во время пресс-конференции президентов России и США, пошел на пользу: удалось очнуться от антироссийского угара и осознать, что природный газ Европе действительно необходим.Спрос растет на 5% в год, и почти на такой же объем уменьшается собственная добыча — это серьезные цифры, поскольку потребление природного газа в ЕС по итогам 2017 года составило 560 млрд кубометров. России все происходящее полезно вдвойне — Еврокомиссия перестала чинить препятствия проекту «Северный поток — 2» и сама будет обеспечивать новые контракты на поставку «голубого топлива» европейским потребителям.