Белорусская атомная станция строится с 2011 года в Гродненской области в городе Островце. С самого начала строительства вокруг АЭС сформировалось облако из споров о ее безопасности, необходимости, о рентабельности этого проекта. С особой яростью против БелАЭС выступает литовская сторона, ведь станция находится в 50 км от столицы республики — Вильнюса. Корреспондент аналитического портала RuBaltic.Ru посетил Островец, поговорил с местными жителями и работниками «стройки века», взглянул на растущую атомную электростанцию своими глазами.
Со строительством АЭС в Островце многое изменилось, появилось новое жилье, стало больше работы для местных и приезжих из соседних городов. Была улучшена инфраструктура города Островца. Молодежь из ближних деревень тянется сюда на работу. Конечно, работа на стройке АЭС пыльная, нервная и тяжелая, но и зарплаты неплохие. Хотя один из собеседников RuBaltic.Ru признался, что не выдержал трудностей, уволился через полгода и уехал обратно в деревню Дайлидки.

Всё-таки атомная станция — режимный объект, требования к работникам и их проверка намного жестче. Чтобы получить некоторые вакансии, например начальника смены, следует пройти проверку в КГБ Республики Беларусь.
Все знают о принимаемых мерах безопасности и контроле за ходом строительных работ и самими рабочими, так что местное население как-то не задумывается о возможных угрозах. Наоборот, особенно рада молодежь. К тому же работникам определенных специальностей предоставляют жилье в Островце. Словом, город развивается и растет. Забавный факт: дорогу, ведущую в Островец, местные жители прозвали «атомкой». В целом островчане довольны, хотя периодически и возникают споры, подешевеет ли электроэнергия, честно ли платят строителям...

Однако всё это бытовые мелочи; что действительно поражает, так это сам вид БелАЭС на фоне города. Контуры атомной махины вырисовываются еще до въезда в Островец. Масштаб изумляет, чувствуется мощь сооружения. Рядом с таким сооружением, пусть еще и не достроенным, чувствуешь себя очень маленьким и беспомощным человечком — мошкой. Поэтому так хочется знать, что безопасность атомной станции отвечает мировым стандартам, особенно с учетом того, что пришлось пережить Беларуси после Чернобыльской аварии.
Открытость белорусской стороны, консультации с МАГАТЭ, тестирование АЭС крепят уверенность: контроль качества строительных работ находится на высочайшем уровне.

Есть, конечно, и сомневающиеся… Литовские политики без умолку твердят об исходящих от БелАЭС угрозах, представляя атомную электростанцию чуть ли не путинским оружием против Прибалтики и Литвы в частности. Действительно, строительством АЭС в Островце занимается российская госкорпорация «Росатом», но ведь это один из мировых лидеров по строительству атомных станций, чьими услугами пользуются такие страны, как Финляндия, Китай, Иран, Турция. Росатом первым ввел в эксплуатацию реактор поколения III+.
Россия — единственная страна мира, которая обладает технологией атомной энергетики полного цикла (от добычи и производства топлива до надежного захоронения ядерных отходов — прим. RuBaltic.Ru).
Кроме того, сложно представить, чтобы Беларусь или любая другая страна разрешила бы на своей территории оборудовать эдакую бомбу, которая в случае аварии нанесет неизгладимый ущерб стране, приведет к катастрофе.
Но литовские политики считают иначе. С 2011 года белорусским посольством в Вильнюсе и непосредственно руководством АЭС было организовано множество конференций, встреч, переговоров, на которые приглашалась литовская сторона. Зачастую литовцы бойкотировали мероприятия, ссылаясь на то, что заранее знают позицию белорусов. Так было в 2013 году.

Белорусская сторона собирала экспертов и разработчиков проекта БелАЭС, которые выступали с докладами, отвечали на вопросы. Были приглашены журналисты. Белорусы демонстрировали стройплощадку, провели экскурсию для всех участников встречи. Максимальная транспарентность.
С литовской стороны не приехал никто.
Летом 2016 года в Вильнюсе состоялась консультация белорусских экспертов и разработчиков АЭС с литовцами. Были предоставлены отчеты о работе, заключения МАГАТЭ. Но и это не убедило литовскую сторону в безопасности АЭС.
Показательный случай произошел на пресс-конференции в Министерстве окружающей среды Литвы (после совещания белорусская и литовская стороны проводили отельные пресс-конференции).
На вопрос белорусского журналиста, согласится ли Вильнюс со строительством Островецкой АЭС, если Беларусь предоставит все требуемые документы, литовцы ответили категорическим «нет». «АЭС находится слишком близко к нашим границам, чтобы мы успокоились».
Но ведь и белорусы не похожи на самоубийц: 50 км от Островца до Вильнюса или 150 км от Островца до Минска — в случае аварии эта разница в расстоянии не сыграет существенной роли.
Нездоровая озабоченность литовцев белорусской атомной станцией рождает ряд вопросов. Ругая соседей, политики Литвы почему-то не беспокоятся о рисках, связанных с Игналинской АЭС. Средств на ее закрытие не хватает. Ситуация с хранением реактивных отходов тоже противоречива. Оптимизма не добавляет и отсутствие мирового опыта вывода из эксплуатации реактора типа РБМК‑1500. Но об этом в Литве принято молчать