Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш затевает в стране новую налоговую реформу, чтобы увеличить поступления в государственный бюджет. Аналогичную задачу ставят перед собой власти соседней Литвы, где с января повышается налог на прибыль банков. Президент Украины Владимир Зеленский тем временем пытается найти нетривиальные способы пополнения украинский казны: приватизация, продажа земли, легализация игорного бизнеса и так далее. Главная цель у руководства всех трех стран одинакова: достать денег на милитаризацию, «энергетическую независимость» и прочие экономически абсурдные и финансово затратные меры антироссийской политики.
Как известно, любому государству всегда не хватает денег. Даже зажиточная Франция время от времени начинает «трясти» своих граждан (именно повышение налогов на бензин и солярку в прошлом году привели к протестам «желтых жилетов»). Что уж говорить о Прибалтике, где деньги никогда в больших количествах не водились, или об Украине, откуда капитал убежал на волне майдана, экономического кризиса и войны в Донбассе?
В этих странах каждая новая власть будет начинать свою деятельность с поиска дополнительных источников финансирования.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что президент Литвы Гитанас Науседа интересуется вопросами экономики куда больше, чем Даля Грибаускайте. Его идея-фикс — построить «государство всеобщего благосостояния». Но для этого сначала нужно обзавестись «строительными материалами», то есть деньгами. С этой целью Науседа инициировал пересмотр некоторых налоговых ставок.
Процесс пошел: по решению Сейма, с нового года будет облагаться дополнительным налогом прибыль финансовых учреждений, которая превышает 2 миллиона евро. Владельцам «грязных» автомобилей придется платить за загрязнение окружающей среды, ставка налога на некоммерческую недвижимость физических лиц снижена с 220 тысяч до 150 тысяч евро, замедлился рост необлагаемого налогами минимума.
Не иначе как целая реформа, заплатить за которую придется рядовым гражданам Литвы. Даже в тех случаях, когда новые правила не имеют к ним прямого отношения.
Ситуация с банками наглядно это продемонстрировала. Услышав о планах поднять налоговые ставки на прибыль финансовых учреждений, банкиры сразу предупредили, что будут вынуждены поднять стоимость своих услуг.
«Литовские предприятия просто отдадут банку больше денег, потому что банк должен заплатить больше налогов. А в конечном счете налоги платит потребитель — неважно, в каком месте цепочки создания стоимости они возникают. Если в Литве обложить налогом банк или торговлю, налог все равно заплатят простые литовцы», — поясняет финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.
В Латвии разработкой налоговой реформы занимается премьер-министр Кришьянис Кариньш. Недавно его правительство повысило минимальный размер биодобавки к бензину и дизельному топливу (для водителей эта «зеленая» норма обернется дополнительными тратами). Следом изменились ставки акциза на нефтепродукты и табачные изделия.
И это только начало.
По словам Кариньша, к весне следующего года власти прибалтийской республики найдут «наиболее безболезненные для населения способы увеличить налоговые поступления в бюджет».
Звучит красиво, но если способы будут безболезненными, то поступления увеличатся незначительно. А Кариньш явно рассчитывает на другой эффект.
Чем больше денег латвийское правительство вытянет из карманов собственных граждан, тем больше «хотелок» можно будет заложить в расходную часть бюджета.
«Зеленое» налогообложение однозначно будет расти (Рига взяла на себя соответствующие обязательства перед Евросоюзом), налоговые льготы — уменьшаться и отменяться. Начнется «охота» на неплательщиков социальных взносов: министр финансов Янис Рейрс напоминает, что таковых в стране примерно 250 тысяч человек. Поле непаханое!
Похожие процессы происходят и на Украине. Команда Владимира Зеленского судорожно ищет источники пополнения государственного бюджета.
Отчасти этим обусловлено стремление «слуг народа» быстрее выставить на продажу земли сельскохозяйственного назначения и привлечь к торгам западных игроков, готовых предложить более серьезные суммы, чем местные аграрные «царьки». К тому же после этого можно рассчитывать на щедрость Международного валютного фонда, который давно требует от Киева проведения земельной реформы.
Недавно Верховная рада предприняла попытку вывести «из тени» азартные игры, но провалила голосование за соответствующий законопроект. В ответ на это разгневанный Зеленский объявил войну игорному бизнесу. Правительство запретило заниматься им под видом государственных лотерей, глава МВД Арсен Аваков отчитался, что все незаконные игорные заведения с 20 декабря прекращают функционирование.
И никто не обращает внимания на абсурд происходящего: власть принимает решение о закрытии заведений, которые и так не должны работать.
Сюда же добавим планы большой и малой приватизации, заложенные в бюджет 2020 года. Зеленский планирует продать с молотка большинство предприятий, которыми еще владеет государство. По задумке властей, следующий год станет для Украины подготовительным, а уже потом начнется стремительный и неудержимый рост экономики.
По сравнению с прибалтийскими коллегами Зеленский проявляет изобретательность, но они объединены общей мотивацией — увеличить доходную часть бюджета. В этом нет ничего аморального, ведь вслед за доходами растут и расходы. Вопрос лишь в том, насколько эффективно государство распоряжается вырученными средствами.
Налоги могут быть запредельно высокими, но если они конвертируются в социальные блага, то население едва ли будет роптать. Прибалтика же и Украина демонстрируют обратную закономерность.
На что, к примеру, первым делом потратят вырученные средства Науседа и компания?
Здесь гадать не нужно: для литовских властей главным приоритетом остается перевооружение армии.
Военный бюджет должен расти, пока от нынешних 2% ВВП не достигнет хотя бы 2,5%, хотя Трамп уже говорил, что неплохо бы достигнуть планки в 4%. А сколько денег предстоит потратить на закупку нового вооружения (американского производства, разумеется)!
«Энергонезависимость» в виде СПГ-терминала в Клайпеде и синхронизации электросетей с континентальной Европой тоже требует больших расходов. Не стоит забывать и о том, с каким энтузиазмом Литва вызвалась исполнять «зеленую сделку» Евросоюза. По подсчетам Науседы, на борьбу с изменением климата его страна потратит к 2050 году 41 миллиард евро. Но даже если Литве удастся выторговать ради этого солидные дотации из еврофондов, часть суммы все равно придется искать в госбюджете.
На Украине все «плюшки» тем более достаются силовикам. Речь идет не только о военнослужащих: из года в год бюджет окормляет огромную армию сотрудников МВД и спецслужб.
Вопрос «энергетической независимости» стоит не менее остро, чем в Прибалтике. Украина вложила огромные деньги в развитие своей газодобывающей отрасли. Выхлоп — практически нулевой. Теперь же глава комитета Рады по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус заявляет, что отсуженные у «Газпрома» 3 миллиарда долларов тоже могут быть использованы для наращивания добычи собственного газа.
Все сводится в конечном счете к тому, что родные правители обдерут латышей, литовцев и украинцев как липу ради пресловутого «сдерживания России».Интересно, как последние относятся к такой перспективе?