Потеряв российский рынок сельскохозяйственной продукции, Вильнюс ищет новые направления своей внешнеэкономической активности. Главная надежда — Китай. Но достаточно ли у Литвы ресурсов, чтобы завоевать «Свалей» и «Джюгасом» далекий и экзотичный китайский рынок?
В выходные в Литве состоялся рабочий визит первого вице-премьера Государственного совета Китая Чжана Гаоли, в рамках которого обсуждались вопросы активизации торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. В ходе переговоров премьер-министр Литвы А.Буткявичюс обратился к китайской стороне с просьбой «как можно скорее» ускорить процедуры для выдачи окончательного разрешения на экспорт литовских молочных и мясных продуктов в Китай, получение которого изначально предполагалось осенью.
Этому есть рациональное объяснение: литовские власти в результате безответственной политики по инициированию антироссийских санкций ЕС полностью утратили российский рынок молочной и мясной продукции. По данным Департамента статистки, экспорт пищевых и сельскохозяйственных продуктов литовского происхождения в Россию за четыре месяца текущего года сократился в шесть раз — до 20 млн. долларов США (январь — апрель 2014 г. — 120 млн долларов США), а литовское мясо и мясные субпродукты в Россию в этом году вообще не ввозились. То есть на лицо падение на 98% экспорта молока и молочных продуктов, на 100 % — мясной продукции.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, до ввода санкций из Литвы в Россию ввозилось мяса и субпродуктов ориентировочно на 83 млн долларов США, готовых продуктов из мяса и рыбы — на 17,5 млн долларов США. Закрытие российского рынка стало ощутимым ударом по мясной отрасли и предприятиям, которые стали нести убытки со всеми вытекающими последствиями: сокращение производства, персонала, и, в конечном счете, банкротство. На обращение в Еврокомиссию с целью компенсации убытков литовские власти получили лаконичный ответ: диверсифицируйте рынки сбыта и активнее пользуйтесь инструментами ЕС (бизнес-консультирование, кредитование и т.д.).
Все это наглядно демонстрирует бедственное положение и размер ущерба мясной отрасли, которая поставлена на грань выживания и нуждается в экстренной переориентации рынков сбыта.
Это и объясняет литовскую настойчивость и уверенность в том, что китайцы поспешат на помощь Литве, противостоящей «агрессии» восточного соседа – России, которая, ко всему прочему, является не только стратегическим партнером Китая с ежегодным товарооборотом в размере 90 млрд долларов США, но энергетическим союзником в рамках 30-летнего газового «контракта века».
Глава литовского правительства по итогам переговоров выдал свой прогноз, согласно которому китайские ревизоры, которые должны досрочно прибыть в Литву, выдадут разрешения на экспорт молока и пищевых продуктов. А.Буткявичюс настолько был воодушевлен встречей, что в своих оценках зашел еще дальше, начав комментировать за китайцев их видение ситуации. По словам премьера, «китайский вице-премьер прекрасно осознает, что качество наших молочных и мясных продуктов очень хорошее», что и должно, по замыслу политика, стать решающим в сертификации и получении разрешения на экспорт молочных и пищевых продуктов.
Литва уже несколько лет пытается договориться с Китаем о возможности экспорта молочной и мясной продукции. Еще в 2013 г. Поднебесная была готова выдать Литве разрешения на экспорт, однако отложила этот шаг в связи с визитом в Вильнюс по приглашению президента Литвы Д.Грибаускайте духовного лидера Тибета Далай-ламы, чьи действия официальный Китай рассматривает как сепаратизм.
Сегодня можно встретить литовские товары на полках китайских магазинов: минеральная вода, соки, сухие завтраки, алкоголь и некоторые другие продукты. Вместе с тем литовские предприниматели прямо указывают на правящие элиты в качестве помехи для развития полноценных торговых отношений, их международная политика препятствует реализации основных экспортных статей – молочной и мясной продукции. По словам председателя Литовско-китайского совета предпринимателей Освальдаса Чюкшиса, «нас продолжают наказывать за встречу официальных лиц с Далай-ламой». По мнению бизнесмена, создавать с китайскими партнерами бизнес-среду не так-то просто: «Китай — не Швеция и не Германия, где многие вопросы можно уладить путем электронной переписки, там требуется затратить немало времени для налаживания личных отношений: много ездить, обедать, ужинать, чего требует специфика культуры, восточный менталитет». Словом, нужно учиться общаться с китайцами.
Практика международного бизнеса свидетельствует о том, что на выстраивание бизнеса с китайцами в силу их восточной специфики могут уйти годы. У литовского бизнеса нет ни времени, ни свободных ресурсов на выстраивание культуры деловых отношений, а также открытие своих представительств в Пекине (12-часовые перелеты, расходы на проживание и т.д). Литве по большому счету нечего предложить Китаю, у нее нет ни ресурсной базы, ни научно-технического потенциала, ни промышленности. Это во многом и объясняет шараханья литовских властей с разными идеями: от поезда «Сауле» до международного формата сотрудничества «Китай + 16».
Контейнерный поезд «Сауле» («Клайпеда — Чунсин») с протяженностью маршрута 11 тыс. километров (13 дней в пути), пролегающего через территорию стран Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан), должен был, по замыслу литовских властей, придать порту Клайпеды региональное значение, через него можно было бы распределять грузы в другие Балтийские страны, Скандинавию и Западную Европу.
В свете текущих санкций этот проект абсолютно нежизнеспособен.
Глава ветеринарной службы Литвы Й.Милюс признал, что запрет на транзит рыбы бьет по основным литовским логистическим компаниям Klaipedos Smelte и VPA Logistics, которые «по существу живут с транспортировки грузов в Белоруссию и Казахстан». Вот и приходится Литве заниматься челночной дипломатией, ездить поочередно то в Россию, то в Казахстан, и убеждать страны Евразийского экономического союза внедрить общую информационную систему, которая «исключит возможность контрабанды и реэкспорта запрещенных товаров».
Попытки Литвы представить формат по расширению сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы «Китай + 16» (Прибалтика, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, Венгрия, Хорватия, Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония и Сербия) в качестве альтернативы Шанхайской организации сотрудничества также вызывают большие вопросы.
Поэтому эйфория г-на Буткявичюса от того, что Китай заметил на экономической карте мира маленькую Литву, скоро неминуемо пройдет. А на смену придет головная боль — как восстановить свою присутствие на потерянно российском рынке.