Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон заявил, что страна готова к нулевому транзиту газа после ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2». Киев намерен и впредь бороться против российско-германского энергетического проекта, однако признает, что все усилия могут быть оказаться бесполезными: «Северный поток — 2» будет запущен, и для Украины это обернется потерей транзита.
«Очевидно, что "Газпром" не успеет закончить "Северный поток — 2" раньше 2021 года. К последующему возможному нулевому транзиту мы готовы. И наша программа оптимизации направлена на подготовку к этому сценарию. Но мы также не прекращаем бороться против этого проекта и рассчитываем на поддержку и американских, и европейских партнеров, так как этот газопровод несет риски не только для Украины, но и для всей Европы, повышая ее зависимость от поставок газа из РФ», — подчеркнул Макогон.
Подобное заявление о возможном прекращении транзита газа можно расценивать двояко.
Либо это очередной поклон хозяевам из «вашингтонского обкома» с целью введения новых препон «Северному потоку — 2», либо характерный для украинских чиновников самопиар.
Тем более что через несколько дней Макогон сделал еще одно заявление, в чем-то противоположное первому.
Во-первых, по словам Макогона, Украина прорабатывает возможность альтернативного варианта использования газотранспортной системы. Например, поставлять американский СПГ из Польши в страны Восточной Европы. Однако если эти планы и реализуемы, то в очень отдаленной перспективе.
Второй вариант гораздо интереснее. Чиновник обеспокоился проблемами Польши, у которой 18 мая истек контракт с Россией на поставку топлива по газопроводу Ямал.
И изобретательный Макогон собрался полностью обеспечивать соседей газом в случае прекращения/сокращения поставок из России.
Он сообщил, что были проведены тестовые поставки газа из Словакии в Польшу через ГТС Украины.
«Данные поставки подтвердили возможность полностью обеспечить необходимым ресурсом Польшу в случае прекращения/сокращения поставок из РФ. Украина еще раз доказала, что продолжает оставаться важным элементом энергетической безопасности Европы», — похвастался Макогон.
Но тут возникает закономерный вопрос: разве Словакия — газодобывающая страна? Нет, конечно. Коммерсант собирается продавать Польше так называемый реверсный газ, по своему происхождению являющийся российским.
Но откуда же возьмется в Словакии топливо, попадающее туда через украинскую ГТС, если (как прогнозирует Макогон) с 2021 года транзит газа прекратится? Получается ситуация, напоминающая анекдот про то, как у еврея деньги попадают в его тумбочку.
Эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег ПЕНДЗИН напомнил, что контракт по газу между «Нафтогазом» и «Газпромом» подписан на пять лет, и в нем расписаны объемы. Экономист пояснил, что, согласно формуле, даже если россияне не будут ничего транзитировать, они все равно будут платить согласно заявленным объемам прокачки.
«Через пять лет транзит может прекратиться или, наоборот, вырасти. Но об этом говорить рано. А что касается борьбы против "СП-2", то здесь, как говорится, ничего личного — только бизнес. Так что чем дольше он не выйдет на проектную мощность, тем больше будут качать через украинскую ГТС», — заключил Пендзин.
Аналитик Александр МОРДКОВИЧ назвал слава Макогона бессмысленным политическим заявлением.
«Ведь подписан контракт, гарантирующий оплату услуг ГТС вне зависимости от объема реально перекачанного газа. А какова будет конфигурация потребления газа через пять лет, сейчас вряд ли кто-то возьмется предсказать. Кроме того, "СП-2" скорее угрожает белорусско-польскому транзиту, в то время как строятся продолжения "Турецкого потока" и "Балканского потока" (пусть и с некоторыми задержками), но против них Украина почему-то не протестует», — обратил внимание эксперт.
Экономист Александр ГАВРУТЕНКО считает, что для Украины лучшим способом борьбы против экономической целесообразности строительства «Северного потока — 2» была бы надежная и бесперебойная работа украинской газотранспортной системы.
«Но в условиях энергетического кризиса или, скорее, в новых энергетических реалиях, складывающихся в ходе глобальной борьбы с коронавирусом, у Европы появляются возможности безболезненно и выгодно переориентироваться на других поставщиков энергоресурсов. И остановка транзита российского газа Украиной этому явно способствовала бы. Равно как и окончательно похоронила бы перспективу запуска новой российской трубы и возврата России на европейский энергетический рынок. Но, к сожалению, заявлять о готовности к этому и действительно включаться в эту авантюру и лишать страну доходов — это две разные вещи. Скорее всего, это заявление так и останется гипотетическим, а борьба против "СП-2" будет продолжаться в менее рисковой для экономики страны политической плоскости», — отметил Гаврутенко.
Экономист Алексей КУЩ пояснил, что в условиях резкого падения европейской экономики, которая по итогам 2020 года может снизиться на 5% и больше, прогнозируется сокращение потребления энергоресурсов, в первую очередь природного газа, тем более на фоне роста предложения поставок СПГ, в том числе и из США. По словам эксперта, это означает, что объем прокачки через украинскую ГТС может упасть ниже заявленных в контракте значений, причем именно по рыночным причинам.
«В любом случае, в результате "бонусного синдрома" свою битву за российский транзит Украина уже проиграла, и остановить "Северный поток — 2" уже не удастся: на фоне общего кризиса и кризиса сланцевой добычи в частности внимание США к блокировке этого проекта существенно ослабнет. Тем более что Штаты уже определили Китай как соперника номер один и, вполне вероятно, введут против него санкции "за коронавирус".
То есть Вашингтон будет частично дрейфовать в сторону Москвы для ослабления Пекина.
Желание получить "бонусы" (а вторая их часть была привязана к выплатам "Газпрома" по стокгольмскому арбитражу в размере 3 млрд долларов) толкнуло нашу переговорную группу с ошибочной модели анбандлинга "Нафтогаза" и к неудачному транзитному контракту, когда "право первородства" в вопросах транзита было обменено на "чечевичную похлебку" в виде бонусов. Теперь результат практически запрограммирован на постепенное "пересыхание" трубы и падение транзитной маржи, которую получала Украина», — сделал пессимистичный прогноз Кущ.