Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что правительство пока не рассматривает возможность дефолта, но оно вынужденно его объявит, если не поступит помощь из-за рубежа. Также глава кабмина, ссылаясь на ведущих экономистов, предупредил, что из-за карантина ВВП страны к концу года упадет на 4,8% вместо запланированных 3,7% роста. Без внешней поддержки Киеву в сложившейся ситуации не обойтись, однако очередной кредит МВФ Украине не гарантирован.
«Без поддержки международных финансовых организаций для погашения внешних и внутренних долгов нам, наверное, придется просто упасть в пропасть финансового дефолта. Это очень страшный сценарий для нашей страны, поэтому мы не предусматриваем такого развития событий. Мы начали переговоры с кредиторами о реструктуризации внешнего долга страны. Добиваться уступок придется в условиях колоссальной борьбы за деньги, начавшейся в мире. Мы должны не только обслуживать огромные долги, но и бороться с экономическими последствиями пандемии коронавируса», — сказал Шмыгаль во время очередного из полюбившихся ему выступлений на телеканалах.
Но буквально на следующий день премьер отказался от своих слов (такой «фокус» он показывает не впервые), заявив, что правительство не видит оснований для реструктуризации государственного долга, и призвал не спекулировать на этой теме.
По его словам, позиции Украины в нынешних «турбулентных временах» гораздо более сильные, нежели в периоды предыдущих кризисов: резервы большие, инфляция якобы рекордно низкая, а госбюджет сбалансирован (и поэтому его уже несколько раз пересмотрели?).
Как пояснил финансовый аналитик Алексей КУЩ, обозначенные премьером 200 миллиардов гривен для стабилизационного фонда можно изыскать лишь реструктуризацией долгов и увеличением дефицита госбюджета с 2 до 4%. Эксперт уверен, что противоречивые высказывания Шмыгаля о реструктуризации внешнего долга имеют две причины.
«Возможно, кабмин запускает пробный шар в сторону МВФ, шантажируя его дефолтом, чтобы тем самым смягчить их требования. Кроме того, на вершинах украинской власти происходит ожесточенная борьба между двумя антагонистическими группировками. Зеленский и несколько верных ему соратников (которые недосягаемы Западу) способны принять политически правильное решение о реструктуризации долгов. Им противостоят украинские олигархи, чьи зарубежные средства могут быть заблокированы в случае проведения реструктуризации», — отметил Кущ.
По словам экономиста Александра ДУДЧАКА, власти Украины почти что выцыганили кредит у МВФ.
«Но эти жулики в украинской власти вполне могли бы использовать пандемию коронавируса как повод и для отсрочки принятия закона о продаже земли, и для переговоров о реструктуризации долгов. Но, в целом, мало что меняется, просто процессы ускоряются. Ситуация осложняется невозможностью выезда населения на заработки за рубеж. Таким образом, отпадает у людей возможность самообеспечения и поддержки своих родственников, снижается приток валюты в страну. И это может сдетонировать», — спрогнозировал экономист.
Политтехнолог Василий СТОЯКИН считает, что перспективы пока непонятные, но скорее плохие.
«Во-первых, совершенно непонятно, чего хочет добиться премьер Денис Шмыгаль после экс-коллеги Натальи Яресько. Последняя — прямой представитель "финансового интернационала" и ей можно было договариваться о реструктуризации. А кто такой для них Шмыгаль?
Во-вторых, МВФ не нужен принятый в первом чтении закон о банках и принятый с грубейшими нарушениями закон о земле.
Может он, конечно, какую-то "кость" и кинет, но для этого ему нужны гарантии.
В-третьих, в мире действительно дефицит средств и их будут бросать на решение важных проблем. Финансовое состояние Украины не только важной, но и вовсе проблемой для МВФ не является.
В-четвертых, финансово-экономическая ситуация в мире такая, что вопрос о дефолте Украины — лишь вопрос времени», — подытожил Стоякин.
На самом деле, в нынешней ситуации добиться реструктуризации долгов — дело нехитрое, вопрос только в том, на каких условиях, уточнил эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил БОГАТЫРЕВ. Учитывая экономическую конъюнктуру на Украине, вряд ли эти условия будут благоприятными.
«Когда наши чиновники говорят о реструктуризации, на ум сразу приходит прошлая реструктуризация имени Яресько, благодаря которой экономический рост нашей страны ограничен 4% в год — иначе придется доплачивать кредиторам за каждый "лишний" процент. Не исключено, что и в данном случае кредиторы могут выставить подобные условия. А для того, чтобы этого не случилось, всегда полезно иметь альтернативный источник кредитных средств», — уверен эксперта.
По словам Богатырева, таким источником мог бы стать Китай. Украина, в свою очередь, способна предложить Пекину реализацию ряда инфраструктурных (транзитных) проектов на своей территории.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в эфире телеканала NewsOne остроумно заметил, что если МВФ не выделит очередной кредит, президенту Украины нужно будет искать самолет и срочно бежать из страны в Оман.
«Около 2/3 доходной части украинского бюджета составляют заимствования, поэтому без кредита МВФ не удастся выплатить пенсии и зарплаты. Если же власть примет решение запустить печатный станок, что через полтора-два месяца после этого доллар будет стоить в районе 300 гривен», — пояснил эксперт.
Но МВФ не спешит бросать «спасательный круг», который на деле оказывается очередным удушающим кредитом. Несмотря на то, что Владимир Зеленский в сговоре с предшественником Петром Порошенко протащил через парламент закон об открытии рынка земли, заокеанских рантье не устроили некоторые положения документа. Не поняли в МВФ, почему закон вступит в силу только через год, и почему украинские власти запретили иностранцам участвовать в откровенном дерибане последнего и самого ценного украинского ресурса.
От того, как отреагирует Зеленский на шантаж МВФ зависит, что будет ждать Украину — незамедлительный дефолт или благодаря кредиту финансовый крах будет отодвинут на год.