Калининградская область тестирует работу своей энергосистемы в изолированном режиме и приостанавливает поставки электричества в соседнюю Литву. За пару дней до этого прибалтийская республика провела аналогичные испытания. Разница заключается только в том, что Калининград за последние годы реально решил проблему энергетической независимости от стран ЕС. Литва, напротив, без российского электричества обойтись не может.
О предстоящем тестировании энергосистем Калининградской области сообщалось еще в прошлом году. «Это необходимо, так как страны Балтии летом планируют провести первую пробную работу в изолированном режиме от энергосистемы России», — комментировал инициативу замглавы российского Министерства энергетики Андрей Черезов.
Действительно, уже в следующем месяце страны Балтии планировали на 12 часов отключить свои электросети от БРЭЛЛ и последовательно отключить все девять энерголиний, которые соединяют Литву, Латвию и Эстонию с Россией и Беларусью. Это предполагает и изолированный режим работы Калининградской области.
Но когда стало известно о российских тестовых работах, эстонский оператор Elering предложил перенести репетицию выхода из БРЭЛЛ в связи с риском того, что эксперимент в Калининграде окажется неудачным. «Elering действительно не видит возможности для проведения испытания в Балтийских странах в одностороннем порядке, без согласования с операторами России и Беларуси», — заявил глава компании Таави Вескимаги.
В Латвии предложение приняли. А Литва, как это часто бывает, решила выделиться на фоне прибалтийских сестер и провести собственное тестирование.
18–19 мая оператор системы передачи электроэнергии Litgrid отключил от БРЭЛЛ несколько регионов республики. Уже через несколько дней аналогичные испытания стартовали в Калининграде, и Litgrid пристально следит за этим процессом.
По словам представителя компании по связям с общественностью Юргиты Эвайте, с технологической точки зрения никаких проблем не возникает, но тестовая изоляция российского анклава оказывает ценовое влияние на рынок — в течение трех дней Литва не может закупать российскую электроэнергию из Калининграда.
Деталь, казалось бы, пустячная. Если не учитывать тот факт, что в первом квартале 2019 года из-за высоких цен на скандинавском рынке Литва увеличила поставки электроэнергии из России более чем в 2 раза. И это на фоне отчаянных попыток политического руководства республики побыстрее вырваться из «оккупационного» энергокольца БРЭЛЛ!
Рынок диктует свои условия: покупать российское электричество выгодно. В 2025 году, когда Прибалтика синхронизирует электросети с Западной Европой, этой возможности уже не будет.
Хотя и здесь не все так просто. На апрельском заседании комитета энергосистем БРЭЛЛ операторы передающих систем Литвы, Латвии и Эстонии заявили о необходимости сохранить в целях безопасности отдельные межгосударственные ЛЭП между Прибалтикой и Россией и Беларусью. В целях своей безопасности, разумеется. Потому что в БРЭЛЛ система компенсирующих поставок в случае аварии на какой-либо электростанции работает надежно. А как она будет работать после синхронизации Прибалтики с европейской энергосистемой?
Россию, по большому счету, это не интересует — к выходу Прибалтики из БРЭЛЛ она уже подготовилась, что и должна продемонстрировать тестовая изоляция Калининградской области.
Еще несколько лет назад надежность работы ее энергосистемы зависела от соседней страны. Транзитом через Литву шли поставки природного газа и нефтепродуктов, Литва поставляла Калининграду электроэнергию. Ситуация начала меняться, когда руководство РФ приняло решение о необходимости обеспечить энергетическую независимость региона. Как показывает практика, Москва и Вильнюс вкладывают в это понятие разные смыслы.
Что такое энергонезависимость по-литовски? Это «развод» с Россией, уничтожение собственных мощностей по производству электроэнергии и стремление закупать как можно больше «надежной» европейской продукции (пусть и по очень высоким ценам).
Калининградская область пошла по иному пути. В прошлом году здесь были введены в эксплуатацию газовые Талаховская и Маяковская теплоэлектростанции. Пару месяцев назад запустилась Прегольская ТЭС, а в III квартале 2020 года планируется закончить строительство резервной Приморской ТЭС.
Но уже сегодня, по словам президента РФ Владимира Путина, Калининградская область полностью автономна и способна самостоятельно обеспечивать себя электроэнергией.
Более того, Россия планирует и дальше наращивать экспорт в Литву. «До 2011 года Калининградская область больше потребляла энергии, чем поставляла. Но сейчас появились новые электростанции, и мы можем вести экспортные поставки в большем объеме», — поясняет врио руководителя блока трейдинга компании «Интер РАО» Александра Панина. Дополнительные возможности на этом направлении появляются в связи с тем, что Литва приняла решение полностью отказаться от поставок электроэнергии из Беларуси поле ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС.
Но страны Балтии традиционно руководствуются не экономической, а политической логикой. Так рождаются «страшилки», которыми Литва сама себя пугает.
Одна из них звучит примерно так: Россия создает калининградскую генерацию, чтобы давить на гордую прибалтийскую республику. Или вообще устроить ей «темную».
В этом плане показателен прошлогодний доклад Госдепартамента Литвы. Его авторы с тревогой замечают, что работы по обеспечению энергетической безопасности Калининградской области и Беларуси должны завершиться в 2020 году — за пять лет до намеченной синхронизации электросетей Прибалтики с Европой. «Одним нажатием можно выключить систему. Пока Калининград не был готов к автономной работе, это была угроза и для него, поскольку и там не стало бы электроэнергии», — утверждает бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас.
Его беспокойство разделяет нынешний глава литовского Минэнерго Жигимантас Вайчюнас. Открытие электростанций в Калининградской области он закономерно связывает с подготовкой России к рассинхронизации с Литвой, Латвией и Эстонией. И если Москва будет готова к этому раньше, чем Прибалтийские республики, то для последних это чревато большими проблемами.
Одну из них, к примеру, озвучил уже упомянутый Таави Вескимяги: обеспечение энергетической независимости Калининграда позволит России вплоть до 2025 года выставлять прибалтам многомиллионные счета за услугу регулирования частот в регионе. «В этом, по сути, нет ничего неправильного, они фактически оказывают нам услугу регулирования частоты. Вопрос в размере счета», — отметил Вескимяги.
Но не так страшны дополнительные расходы, как перспектива блэкаута, который вообще может привести к экономическому коллапсу.
Секмокас прогнозирует, что Литве он обойдется в три миллиарда долларов — гигантская сумма для такой крохотной страны. Поэтому любые новости, связанные с развитием электроэнергетики Калининграда, здесь воспринимаются болезненно.
Конечно, «выключать свет» прибалтам никто не собирается (напротив, Москва рассчитывает наращивать поставки). Однако Литва делает правильные выводы. По иронии судьбы, пока страны Балтии строчат декларации и делают громкие заявления о скором выходе из БРЭЛЛ, Россия и Беларусь уже сами готовы разорвать энергокольцо.