На фоне глобального кризиса в Прибалтике резко выросла активность вокруг железной дороги Rail Baltica. Правление проекта проводит онлайн-конференции, Таллин выделяет деньги на строительство трамвайных путей к новой железной дороге, а в Литве Rail Baltica называют «спасательным кругом» для терпящего бедствие бизнеса. Страны Балтии, очевидно, решили выбираться из кризиса через строительство больших инфраструктурных объектов. Их проблема в том, что деньги на эти объекты всегда давал Европейский союз, а сейчас шансы Прибалтики на получение дотаций из еврофондов в прежних объемах стремятся к нулю.
«По итогам консультаций, в зависимости от их результатов будет завершена подготовка документов по закупкам и объявлены тендеры на работы, стоимость которых достигнет почти 480 миллионов евро, из которых Литва уже обеспечила себе почти половину финансирования.
Эти работы, как и весь проект Rail Baltica, общей стоимостью 2,8 миллиарда евро перед лицом COVID-19 могут стать огромным "спасательным кругом" для литовского бизнеса, поэтому я призываю компании не только быть пассивными наблюдателями, но и активно участвовать в реализации проекта», — рассказал на днях генеральный директор подразделения «Литовских железных дорог» Lietuvos Geležinkeliai Infrastructura Каролис Санковски.
Это заявление прекрасно иллюстрирует и объясняет парадоксальным образом возросший в условиях пандемии коронавируса интерес к железной дороге Rail Baltica.
Страны Прибалтики надеются вывести экономику из крутого пике за счет строительства больших инфраструктурных объектов.
Отсюда внезапный ажиотаж вокруг самого масштабного инфраструктурного проекта в постсоветской истории Эстонии, Латвии и Литвы. В Литве начали строить дорогу на участке между Каунасом и Паневежисом. Таллин выделил 20 миллионов евро на строительство трамвайных путей, которые должны соединить Rail Baltica с Таллинским морским портом.
Логика прибалтийских властей понятна. Приведение экономики в чувство за счет большого государственного строительства — не соответствующее либеральным догмам, но исторически оправдавшее себя решение. Франклин Рузвельт вытаскивал Америку из Великой депрессии за счет строительства автомобильных дорог. Бизнес таким образом получал подряды, безработные — заработок, а США — транспортную сеть, которая возвращала американскую экономику на траекторию роста.
Такую же технологию хотят применить и в Прибалтике. «Когда экономика замедляется, очень важно инвестировать в ее "разогрев". Rail Baltica — инвестиционный проект с 85%-й поддержкой Евросоюза — приносит значительную выгоду экономике, — заявил председатель правления управляющей компании проекта RB Rail Агнис Дриксна. — Rail Baltica предусматривает инвестиции в размере 5,8 миллиарда евро в трех странах Балтии. Я бы сказал, что рывок будет уже в этом году. Проектные работы находятся в активной стадии, строительные работы стартуют в этом году. Конечно, наибольшая сумма запланирована на период с 2022 по 2024 год, но работа начинается уже в этом году, и уже в нем мы сможем увидеть новые рабочие места, а особенно в следующем и через год».
Самые важные слова в этом выступлении — про 85% поддержки Евросоюза.
Прибалтика не собирается строить Rail Baltica на свои, потому что своих денег на стройку подобного масштаба у нее нет и никогда не было; в Вильнюсе, Риге и Таллине рассчитывают вытащить экономику из катастрофы за счет дотаций из структурных фондов ЕС.
Насколько эти надежды оправданы, видно хотя бы по системным проблемам, которые возникли у Rail Baltica с европейским финансированием еще до пандемии коронавируса. В 2020 год Rail Baltica вступила как пребывающий в очевидном кризисе проект.
Из международного консорциума по строительству узкоколейной железной дороги через Прибалтику вышла Финляндия, заявившая, что она выбирает свои национальные проекты. Работники Rail Baltica рассылали открытые письма о том, что проект находится в кризисе из-за плохого корпоративного управления. Брюссель взял курс на бюджетную экономию, и первыми в новом семилетнем бюджете ЕС должны были «пойти под нож» структурные фонды для Восточной Европы, финансируемые в рамках политики сплочения.
Повторимся, все это было еще до пандемии, когда уже стало ясно, что Великобритания уходит из Евросоюза, но последний был скорее жив, чем мертв, и в нем предполагался экономический рост. После явленных этой весной невиданных чудес «европейской солидарности» в Европе говорят о крупнейшем кризисе Евросоюза в его истории, о триумфе национального эгоизма и грядущих «разборах полетов» между союзниками с обязательным битьем посуды.
Что же касается экономики, то МВФ прогнозирует, что самый страшный экономический кризис на сей раз будет в Европе. Европейская экономика потеряет в результате глобального кризиса вдвое больше, чем мировая.
Как при такой конъюнктуре в Прибалтике рассчитывают не только сохранить финансирование Rail Baltica, но еще и увеличивать смету, что они делали все годы этого бесконечного сериала со строительством железной дороги? Какие основания строительства узкоколейки они могут назвать в финансовой заявке Брюсселю?
Экономическая выгода от железной дороги? Ее нет. Rail Baltica — проект не окупаемый и нерентабельный. С севера на юг — из Скандинавии в Центральную Европу — через Прибалтику нечего возить, на этом направлении нет ни пассажиров, ни грузов.
Косвенно убыточность проекта признавали даже прибалтийские чиновники, когда заявляли, что Rail Baltica — проект не экономический, а политический. Железная дорога нужна как символ «европейского выбора» Балтии через встраивание бывших советских республик в европейскую транспортную инфраструктуру.
Но вот найдутся ли у Европы в ее нынешних плачевных обстоятельствах деньги на такие дорогостоящие политические демонстрации?
Кроме политической, есть еще и военно-стратегическая составляющая. Rail Baltica как транспортная артерия для переброски войск НАТО в Прибалтику. Однако и этот фактор не обещает европейского финансирования. Брюссель, опять же, еще до COVID-19 сократил до нуля финансирование проекта «военного шенгена» — строительства и модернизации транспортной сети в Восточной Европе для ускоренного передвижения войск. Rail Baltica как элемент «военного шенгена»? Тоже «не катит».
Получается, куда ни кинь — везде клин. Это очень печальная история.
Прибалтика не придумывает никаких прорывных решений: в кризисной ситуации она в очередной раз хватается за дотации ЕС и видит в них панацею, не желая признавать, что времена, когда западные союзники щедро оплачивали самые нелепые прибалтийские «хотелки», безвозвратно прошли.
Эстония, Латвия и Литва рассчитывают и дальше выезжать на тех старых фокусах, что в прошлом приносили успех. «Русская угроза», солидарность союзников с вечными профессиональными «жертвами», внешнее финансирование, выдворение на заработки безработного населения. К новому миру, в котором все это не работает, они не готовы.