По утверждению Государственной службы статистики, объем ВВП Украины в 2017 году увеличился на 2,5%. Если верить этим цифрам, украинская экономика росла даже быстрее российской. Однако ВВП Украины на душу населения в четыре раза ниже российского. К слову, до «революции достоинства» в 2013 году это соотношение для «Незалежной» было чуть более оптимистичным: 1 к 3. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, как Госстат Украины смог «нарисовать» столь значительный прирост ВВП, какие оценки дают Киеву международные рейтинговые агентства, а также что может спасти украинскую экономику.
Страна неисчерпаемого оптимизма
Если верить украинским властям, экономика страны начала подниматься еще в 2016 году. Правительство принесло «благую весть»: зафиксирован рост ВВП на уровне 1,8%! Но за счет чего вырос ВВП? Этот вопрос встревожил общественность, когда Госстат «улучшил» данные Минфина до 2,3% роста ВВП в 2016 году. Эксперты не преминули указать на парадокс украинского экономического «чуда» — рост ВВП на фоне падения внешней торговли.
Об этом, в частности, писал финансовый аналитик Эрик Найман. Эксперт увидел серьезные расхождения в данных Госстата и Национального банка Украины: согласно последним рост экономики оборачивается ее падением на 4,2%.
Но есть и более тонкие инструменты манипуляции, о которых писали журналисты и экономисты. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко указывал на то, что для определения уровня ВВП вся произведенная продукция и все услуги в сегодняшних ценах суммируются и умножаются на коэффициент инфляции за текущий период (дефлятор). Но «официальный» дефлятор (12%), который использовал в своих расчетах Госстат, не соответствовал реальному уровню инфляции:
«На самом же деле инфляция была намного выше. Цены промышленных предприятий, к примеру, выросли в 2016 году на 35%, аграрная продукция подорожала на 30%. Если бы считали по-честному, был бы не рост ВВП, а его падение на 5%».
Ничто не ново под луной: в 2017 году номинальный ВВП Украины продолжил расти за счет роста цен, а хитрые методики подсчета позволили власти рапортовать об очередных победах, ведь Госстат посчитал всё «как надо».
Мировые тренды
С другой стороны, рост украинского ВВП гармонично вписывается в общемировой тренд экономического роста, который демонстрируют около половины стран мира. Вопреки пессимистичным прогнозам, состояние мировой экономики стабилизировалось и вернулось в устойчивое положение.
Неожиданно хорошую статистику в 2017 году продемонстрировали развитые экономики. Как писал в конце прошлого года Bloomberg, один из самых больших сюрпризов преподнесла еврозона, которая готовится по итогам года продемонстрировать максимальный рост за десятилетие. По данным издания, прогнозируемый рост на 2,3% значительно превышает ожидавшиеся в начале года 1,4%.
Международный валютный фонд сообщает и об экономических успехах России, которая сравнялась с развитыми странами по прогнозируемым темпам роста ВВП на душу населения.
«Пять из девяти входящих в G20 стран с формирующимся рынком — Россия, ЮАР, Бразилия, Саудовская Аравия, Мексика — получили [от МВФ] прогнозы по темпам роста ВВП на душу населения примерно такие же, как и у стран с развитой экономикой», — сообщил на днях первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Дэвид Липтон.
Всемирный банк, в свою очередь, тоже настроен оптимистично: в январе прогноз по росту мировой экономики в 2018 году был поднят с 2,9% до 3,1%, в 2019 году — с 2,9% до 3%.
Чуда не будет
Сегодня экономика Украины — это тот самый случай, когда «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Даже существенный экономический рост при благоприятной международной конъюнктуре заставит Украину в течение многих лет ползти к «показателям времен Януковича».
«Последние 10 кварталов действительно наблюдается рост ВВП, но если посмотреть на его абсолютный объем, то он недотягивает до 100 млрд долларов, — комментировал ситуацию директор банковской группы Moody's Investors Service Ярослав Совгиру. — Хотя в 2013 году он был больше 180 млрд долларов, то есть сейчас в долларах он в 2 раза меньше, чем был до этого».
Если от абсолютных величин перейти к относительным, то положение украинцев кажется еще более беспросветным. То же агентство Moody's в октябре 2017 года предсказывало, что жители «Незалежной» будут самыми бедными не только в Европе, но и на постсоветском пространстве.
По мнению экспертов, ВВП на душу населения в Украине останется крайне низким (чуть больше двух тысяч долларов), в то время как в России этот показатель превысит десять тысяч долларов, в Казахстане — восемь тысяч, в Белоруссии — шесть тысяч долларов.
Другое международное рейтинговое агентство — S&P — хотя и ожидает от Украины ускорения роста реального ВВП, но также указывает на беспрецедентное обнищание населения: «Несмотря на заметный в последние два года рост экономики, показатель ВВП на душу населения (2,6 тысячи долларов в 2017 году) составляет всего 67% соответствующего показателя в предкризисном 2013 году и является вторым после Таджикистана наиболее низким показателем среди стран Европы и СНГ».
При этом агентство прогнозирует, что в 2019–2021 годах темпы роста ВВП Украины замедлятся до 2,9% на фоне ожидаемых 3,1% в 2018 году. О чём говорят эти цифры? О том, что Украина по-прежнему будет оставаться на задворках мировой экономики. «Даже если наш ВВП вырастет на 3%, что весьма сомнительно, мировой — на 3,7%, а внутренний валовый продукт развивающихся стран — на 4,6%. То есть мы продолжим отставать от всего мира», — констатирует экономист Виктор Скаршевский.
Госдолг всё «съест»
Еще один щепетильный момент: в 2018 году для Украины приходит время платить по счетам. «В 2018–2020 годы правительство и НБУ должны выплатить по внешним долгам более 16 млрд долларов, и пик выплат приходится именно на 2019–2020 годы», — сообщает Национальный банк Украины. При этом уже до конца 2019 года государство должно выплатить около 7,4 млрд долларов по обязательствам в иностранной валюте. То есть на обслуживание госдолга Украина будет тратить 6–7% своего внутреннего валового продукта. «Даже выплаты по внешнему долгу полностью съедают этот очень маленький процент роста ВВП», — замечает Виктор Скаршевский.
Без России никуда
Почему в 2014–2015 годах обвалилась украинская экономика? Основной причиной стал разрыв торгово-экономических связей с Россией, которая всегда была основным импортером украинских товаров. Найти замену российскому рынку Украина не смогла: на деле «благословенная» Европа лишь усиливает дефицит ее внешней торговли. Торговые преференции на европейском рынке в виде квот, которые ЕС предоставляет Киеву, из года в год доказывают свою неэффективность. На этом фоне Россия по-прежнему остается главным внешнеэкономическим партнером Украины. Более того, миллионы украинцев работают в РФ и переводят на родину немалые деньги, которые циркулируют в экономике и стимулируют розничную торговлю. Впрочем, для киевских властей это слабый аргумент.
В 2018 году мир наблюдает очередной приступ русофобской истерии: Украина заговорила о выходе из СНГ, а в марте правительство официально аннулировало программу экономического сотрудничества с Россией. Но едва ли этот шаг повлияет на реальное сотрудничество между двумя странами, для которых 2017 год стал периодом восстановления внешнеторговых связей. В противном случае судьбу Украины предсказать нетрудно: сойдет на нет даже тот небольшой, чисто символический и «правильно» подсчитанный рост ВВП, которым сегодня хвастаются украинские власти.