Украинская власть долгое время считала отказ от закупок газа у России одним из главных достижений своей деятельности. Киев прекратил импортировать российское «голубое топливо» в ноябре 2015 года. На сайте оператора ГТС «Укртрансгаз» был запущен счетчик, отображающий количество дней, которые Украина прожила без поставок газа из РФ. Но пройдет не так много времени, и этот счетчик вынужден будет остановиться.
Дело в том, что под конец 2017 года Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма вынес решение по контракту на поставку природного газа от 2009 года, согласно которому Украину обязали покупать 4–5 млрд кубометров газа у РФ до конца срока действующего договора (т. е. до 2018–2019 годов). Кроме того, Киев должен будет уплатить порядка 2 млрд долларов в счет погашения долгов перед «Газпромом», накопленных в предыдущие годы.
В Киеве рассчитывают, что следующее решение Стокгольмского арбитража по контракту на транзит «голубого топлива» (ориентировочно ожидается в марте) позволит компенсировать сумму в 2 млрд долларов, более того, позволит выйти в плюс по итогам спора с российской стороной. Однако если Стокгольмский арбитраж удовлетворит претензии Украины о повышении транзитных ставок (они и так выше, чем в соседних странах), это станет еще одним аргументом в пользу запуска обходных газопроводов.
На днях НАК «Нафтогаз Украины» заявила, что в самое ближайшее время планирует начать переговоры с «Газпромом» по имплементации решения Стокгольмского арбитража относительно спора о контракте на поставки российского газа. А глава «Нафтогаза» Андрей Коболев отметил, что в этом году компания купит у «Газпрома» предписанные Стокгольмским арбитражем 4–5 млрд кубометров газа.
«Мы как “Нафтогаз” планируем импортировать с двух направлений. Цена, которую сейчас обязан установить “Газпром”, очень привлекательна. Этим экономическим бенефитом надо пользоваться», — сказал он.
Что и говорить, непростую задачку подкинул Стокгольмский арбитраж пиарщикам «Нафтогаза» и самому президенту Украины Петру Порошенко, коим теперь нужно хорошенько подумать, как обосновать праворадикальной электоральной нише, опоре действующего главы государства в предстоящей предвыборной кампании, возобновление закупок газа у «страны-агрессора».
В 2017 году Украина нарастила собственную газодобычу на 3,1% (до 20,8 млрд кубометров), при этом импортировала из стран Евросоюза (Словакия, Венгрия, Польша) 14,1 млрд кубометров газа. Всё того же российского с наценкой в несколько десятков долларов на каждую тысячу кубометров — политическая целесообразность для киевских «верхов» стоит выше экономического прагматизма (хотя отметим, что ЕБРР выделяет кредитные линии «Нафтогазу» на закупку газа исключительно у европейских трейдеров).
Однако если предположить, что Украина вернется к 100‑процентному импорту газа из РФ, то операторы газотранспортных систем соседних стран ЕС всё равно получат доход за резервирование украинской стороной мощностей для поставок газа в реверсном режиме (все издержки затем перекладываются на конечного потребителя). В 2015 году тогдашний премьер Яценюк заявлял следующее: «Независимо от того, берем мы [реверсный] газ или не берем, Украина платит 100% за зарезервированные мощности компании Словакии».
В общем, обещанной киевскими правящими энергетической независимости от России Украина так и не получила.
Лишним подтверждением тому стало снятие санкций МЭРТ Украины с российского поставщика угля «Южтранс», который украинские силовики подозревали в вывозе угля с неподконтрольных территорий Донбасса. Пресловутый пенсильванский уголь не сумел потеснить позиции России на украинском рынке: в 2017 году РФ в очередной раз стала самым масштабным поставщиком угля для Украины, выручив 1,6 млрд долларов. Правда, речь идет и о коксующемся угле, используемом украинскими металлургами, и о поставках угля из принадлежащих компании «ДТЭК» Рината Ахметова шахт в Ростовской области.
Внутри Украины добыча угля за 11 месяцев 2017 года упала на 16,7% — тут и блокировщикам Донбасса большой «привет» (общие потери от прошлогодней блокады оцениваются в 1,8 млрд долларов).
На складах тепловых электростанций по-прежнему наблюдается дефицит угля, а потому в случае блэкаута энергосистеме Украины придется «прикуриваться» от России.
Впрочем, до 2025 года киевские власти планируют выйти из объединенной с Российской Федерацией энергосистемы, что является условием интеграции в европейскую сеть системных операторов передачи электроэнергии ENTSO‑E. Пока же дела в украинской электроэнергетике обстоят отнюдь не блестяще: за 11 месяцев прошлого года зафиксировано падение производства электрической энергии на 3,4%, до 142,3 млрд кВт⋅ч.
Россия занимает прочные позиции на украинском рынке автомобильного газа (58% всех поставок в 2017 году) и опосредованно контролирует рынок импортных светлых нефтепродуктов, изготовленных в соседних с Украиной странах (прежде всего Беларуси) из российской нефти.
К сожалению, украинская нефтепереработка за последнее десятилетие была отправлена «под нож» декоммунизации, сократив объемы производства в 28 раз. А за 2017 год украинская нефтедобыча снизилась еще на 6,2%.
Единственная отрасль энергетики, где наблюдается снижение зависимости Украины от РФ, — атомная. Речь идет о расширении эксплуатации американского ядерного топлива компании Westinghouse, которым замещается более дешевое и безопасное для украинских АЭС топливо российской компании «ТВЭЛ». В принципе, Украина могла бы иметь собственное производство ядерного топлива, в перспективе снижая зависимость от России и США одновременно: во времена Януковича был подписан контракт с «Росатомом» на строительство под Кировоградом завода по производству тепловыделяющих сборок, но пришедшая на волне Евромайдана «команда реформаторов» прогнозируемо денонсировала договор.
В сущности, декларируемое стремление украинских правящих добиться уменьшения импорта энергоносителей при сохранении тенденции падения собственного производства первичных (уголь, нефть) и вторичных (электроэнергия, нефтепродукты) энергоресурсов — неверное целеполагание. Опыт Японии и Южной Кореи наглядно демонстрирует, что можно иметь чрезвычайно успешную экономику, будучи практически полностью зависимым от импорта энергоносителей. Вопрос лишь в их грамотном использовании. Но в связи с этим в очередной раз приходится вспоминать об уровне компетентности нынешних киевских управленцев.