Нежелание человека разбираться в нововведениях в итоге съедает его время. Мы часто не готовы изменять привычкам, даже если они становятся непрактичными. Аналитический портал RuBaltic.Ru обратил внимание на технологию QR и решил выяснить, почему люди до сих пор так долго стоят в очередях, волнуются и перепроверяют себя, если можно этого не делать.
Идея этой статьи возникла в очереди в банке
Жизнь взрослого человека включает в себя обязанность платить по счетам. Речь идет не только о последствиях наших действий или бездействия, но и о банальной и рутинной оплате коммунальных счетов, налогов, сборов и многого другого.
Калининградским корреспондентам RuBaltic.Ru тоже приходится пользоваться платежными терминалами. Однажды, ожидая в очереди, они заметили, что большинство горожан вводит реквизиты с платежных документов вручную. При этом на квитанциях имелись QR-коды, а терминалы были оборудованы специальными сканерами.
Простояв в очереди из трех человек около четверти часа и оплатив коммуналку по QR-коду за минуту, мы решили, что не останемся равнодушными к этому вопросу.
Как и почему возникла технология QR
QR-код — квадратная картинка, в которой зашифрована информация, например, адрес веб-сайта или электронной почты либо платежные реквизиты. Чтобы расшифровать код, необходимо воспользоваться распознающим устройством. Это может быть аппарат промышленного назначения (например, прибор для проведения инвентаризаций) или смартфон с камерой и специальным приложением.
QR — торговая марка, принадлежащая японской машиностроительной корпорации DENSO Corporation. По задумке авторов, QR — аббревиатура от словосочетания quick response, что обозначает «быстрый отклик».
Предшественники квадратных, то есть двухмерных, кодов — обычные штрих-коды, которые можно найти почти на любом товаре в магазине. Главное преимущество QR — большая вместимость информации. В обычном штрих-коде может быть зашифровано до 25 символов, в двухмерном — от одного до семи тысяч.
QR-коды появились в 1994 году, но только в 2000-х получили распространение, в основном в Японии и странах Азии. Спектр применения технологии довольно широк: двухмерные штрих-коды используются в производстве, розничной торговле, на информационных стендах; в некоторых странах они даже печатаются на надгробных плитах.
Технология QR покорила Азию
В Китае и Японии QR-коды используются большей частью интернет-пользователей. Такую популярность технологии в азиатских странах можно объяснить особенностью письменной речи (иероглифы) и определенного неудобства использования латиницы при вводе, например, адреса веб-сайта. Китайцам и японцам гораздо проще считать QR-код, чем переключать язык и разбираться в европейских символах.
Согласно отчету Центрального Банка РФ, технология QR нашла поддержку в Сингапуре, Индии, Тайване, США и странах Европы. Причем двигателями процесса ее внедрения выступают правительства и банковские структуры.
Российское правительство и бизнес поддержали QR-коды
В России первая волна популяризации QR прошла в середине 2000-х, но большого успеха не имела. Сегодня технология переживает второе пришествие.
Расчетная система WebMoney в 2017 году дала пользователям возможность оплачивать счет в ресторанах по QR-коду. Идею поддержали и развили в других сферах сервисы «Яндекс.Деньги» и PayQR, РЖД и ряд банков, в том числе самый крупный в России — Сбербанк.
Интеграции QR-кодов способствует и российское законодательство. Летом 2018 года была принята новая редакция Федерального закона №54-ФЗ, согласно которой размещение QR-кода на кассовом чеке стало обязательным.
Калининград еще не разобрался, что такое QR-код
Сбербанк поддерживает способ оплаты с помощью QR-кода для повышения скорости и качества обслуживания клиентов. Чаще всего двухмерные коды размещают на квитанциях по коммунальным платежам, по оплате налогов и различных штрафов. Практически все терминалы самообслуживания Сбербанка оборудованы считывателями QR-кодов. Сканировать код можно и при помощи смартфона с приложением «Сбербанк онлайн».
По словам представителей Калининградского отделения Сбербанка, доля клиентов, которые производят оплату в терминалах самообслуживания при помощи QR-кода, в регионе составляет около 40%, среди пользователей «Сбербанк онлайн» — около 55%.
Также представители Сбербанка отметили, что Калининградская область значительно отстает от Москвы и Санкт-Петербурга, где QR-коды используют свыше 80% клиентов.
В чем главное удобство оплаты с помощью QR-кода?
Многие люди при вводе реквизитов с бумажной квитанции в терминал испытывают неуверенность и даже страх (если сумма платежа большая), сомневаясь, те ли цифры они заносят, а часто — еще и неловкость, если за спиной стоит недовольная очередь.
Оплата традиционным методом занимает от 2 до 5 минут. Сначала нужно в списке организаций — получателей платежей найти необходимую. Затем ввести номер лицевого счета. Точный перенос цифр требует особого внимания, поэтому люди обычно перепроверяют себя и только после этого производят оплату.
С QR-кодом количество этапов сокращается. После ввода пин-кода необходимо выбрать опцию «Оплатить по штрих-коду», отсканировать QR-код (или обычный одномерный код) инфракрасным сканером, который находится возле картридера, сверить реквизиты и нажать кнопку «Оплатить».
Оплата через приложение «Сбербанк онлайн» происходит аналогично. В разделе «Платежи и переводы» есть иконка в виде «черного квадрата». Если по ней кликнуть, на смартфоне включится камера для считывания кода с квитанции; заполнение реквизитов произойдет автоматически. После сверки данных операцию нужно только подтвердить.
Заметим, что за использование QR-кодов дополнительная плата не взимается, зато такой способ платежа практически полностью исключает возможные ошибки и отправку денег неправильному получателю.
Процедура оплаты по QR-коду занимает менее минуты благодаря автоматизации. Более того, установив «Сбербанк онлайн», можно всегда иметь платежный терминал в кармане и оплачивать любые услуги, находясь дома, в пробке или, допустим, в кафе.
RuBaltic.Ru не обнаружил ни одного подводного камня или причины не пользоваться QR-кодом. Главное препятствие для развития этого способа оплаты в России — незнание. Надеемся, что наш вклад в борьбу с очередями будет заметным.