Латвийским автовладельцам придется раскошелиться на содержание дорожного фонда Латвии — одного из худших в Европе. Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс предупредил о возможном повышении акциза на дизельное топливо. Дороги — это сфера, в которую до сих пор шли самые большие дотации из структурных фондов ЕС для бедных стран Восточной Европы. Теперь европейские деньги заканчиваются, и оплачивать убитую за годы «второй независимости» инфраструктуру будут сами жители Латвии.
«Не забегая вперед, я думаю, что одним из источников финансирования может быть повышение акцизного налога на топливо, — сказал в эфире Латвийского телевидения министр сообщения Латвии Талис Линкайтс о том, где брать деньги на ремонт автомобильных дорог. — С одной стороны, это вызывающее боль решение, потому что мы стремимся к тому, чтобы в Латвии использовался общественный и вообще любой вид транспорта, более благоприятный для окружающей среды. С другой стороны, повышение налога предоставило бы дополнительные возможности для финансирования дорог».
Дороги — признанная беда Латвии, столь же системная и нерешаемая, как дураки. Удручающее состояние латвийских дорог признано на мировом уровне. По результатам кросс-национального опроса страховщиков и автовладельцев, проведенного заседавшим в начале года в Риге Международным экономическим форумом, Латвия по состоянию дорог заняла 109 место в мире.
Латвийские дороги получили три балла по шкале от одного до семи и были признаны одними из худших в Европе.
Во всем Евросоюзе хуже, чем в Латвии, дороги только в Румынии и на Мальте. Заявления о неполадках с транспортом из-за дорожных ям и ухабов в небольшой стране с населением менее двух миллионов ежемесячно исчисляются сотнями.
Для того, чтобы вывести латвийские дороги из позорного для страны — члена ЕС состояния, на их ремонт ежегодно нужно тратить 636 миллионов евро. Таких денег у Латвии не просто нет, а нет даже близко: дефицит национального дорожного фонда составляет около 4 миллиардов евро.
При этом о том, что ремонт дорог будет оплачивать население, речи до последнего времени не заходило. Инфраструктура — та сфера, на развитие которой идет самое большое финансирование от Евросоюза. Крупнейшие структурные фонды ЕС для бедных стран Восточной Европы потому и называются структурными, что деньги из них выдают на инфраструктуру. На аэропорты, вокзалы, мосты, а в самую первую очередь — на дороги.
Однако теперь лавочка европейского финансирования закрывается.
ЕС ежегодно сокращает финансовую помощь Латвии, и брюссельские дотации на содержание дорог за последние годы снизились более чем втрое.
Если в 2015 году Евросоюз отсчитал Риге на ремонт дорожного полота 125 миллионов евро, то в 2020 году Латвия получит на эти цели 23 миллиона евро. Нужно же ей, напомним, 636 миллионов единой европейской валюты в год.
Причины суровости очередного имперского центра, взявшего страны Балтии на довольствие, можно обсуждать долго. Прижимистость Брюсселя, который в последние годы считает каждый евроцент, имеет много причин.
Системный кризис самого Евросоюза. Раздражение в адрес «новых европейцев», которым от богатых стран — основателей ЕС нужны только деньги, а мигрантов пусть размещают немцы с французами. Уже грянувший и грядущий еще больший конфликт с англичанами из-за «брексита». Популярность у избирателей богатых стран ЕС так называемых «популистов», среди лозунгов которых есть такой: «Хватит кормить Восточную Европу!»
Не последнее место среди этих причин занимает понимание факта элементарной коррупции в таких странах, как Латвия, где национальные власти дотации ЕС просто-напросто разворовывают.
В Латвии одновременно с аккуратной подготовкой населения к готовящемуся росту налогов министром сообщения случилось скандальное заявление Госконтроля о возможной коррупции в сельском хозяйстве. Госконтроль утверждает, что финансирование сельского хозяйства, на которое идут деньги из национального бюджета и фондов ЕС, «не является прозрачным».
Консультативный совет при Министерстве земледелия Латвии, например, за четыре года выдал — в том числе из европейского финансирования — 60 миллионов евро на поддержку фермеров в чрезвычайных климатических ситуациях. Однако протоколы заседаний никогда не публиковались, и поэтому неясно, как принимались решения и кому именно шли деньги.
Чтобы сделать вывод о коррупции в сфере ремонта дорог, даже отчетов Госконтроля не надо. Достаточно проехаться по латвийским дорогам, потрястись по ухабам, провалиться в несколько ям и сдать машину в автосервис после поездки, чтобы стало понятно: деньги на ремонт дорог в Латвии разворовываются.
Иначе как объяснить то, что Европа в течение 15 лет членства Латвии в ЕС вливала деньги в эти дороги, как в бездонную бочку, а они по-прежнему остаются одними из худших в Европе? Видимо, у самого Евросоюза нет другого объяснения, кроме того, что его деньги разворовали, раз он год от года урезает Латвии финансирование.
Поэтому скоро у Латвии европейских денег вообще не будет, и латвийским чиновникам придется разворовывать исключительно деньги собственных налогоплательщиков.
К этому их уже потихонечку и начинают готовить. Сегодня акциз на дизельное топливо в Латвии составляет 372 евро за тысячу литров. Со следующего года он вырастет до 414 евро, а министр сообщения намекает электорату, что его будут повышать намного больше запланированного.
И это не предел. Из-за коррупции Евросоюз будет лишать финансовой помощи и другие отрасли латвийской экономики. Иных источников финансирования (компенсаций от России за «советскую оккупацию», денег от США на «отражение российской агрессии») не предвидится, поэтому придется повышать и другие налоги.
Как бы латыши с латвийскими русскими от всего этого не объединились в политическую нацию, объединенную ненавистью к чиновникам-казнокрадам, и не взялись за вилы.