Польша опровергла заявление оператора украинской газотранспортной системы (ГТС) о новых возможностях реверса «голубого топлива» после ремонта на компрессорной станции «Комарно». Если «Укртрансгаз» рапортовал об увеличении пропускной способности участка до 6,6 миллиарда кубометров в год, то в компании Gaz-System заявляют, что существующая инфраструктура позволяет экспортировать не больше 2 миллиардов. Очевидно, украинская сторона хотела слегка приукрасить действительность перед очередным раундом переговоров с «Газпромом», но поляков предупредить забыла. Или же Варшава демонстративно не захотела играть в эти странные игры.
Об импорте американского газа из Польши в команде Владимира Зеленского заговорили еще до окончания президентской кампании. Одним из первых ее озвучил нынешний глава парламентского комитета по ТЭК Андрей Герус. Он и сейчас уверен, что американский сжиженный природный газ (СПГ) для Украины — это не только возможность перезимовать без продукции «Газпрома», но и верный путь к диверсификации поставок.
Результатом этой политики стал меморандум по энергобезопасности, подписанный в конце августа Польшей, Украиной и США. Концепция простая: Соединенные Штаты будут поставлять больше сжиженного газа полякам, а те — перепродавать его украинцам.
Первая часть меморандума, кстати, реализуется и без участия Украины. По дну Балтийского моря будет проложен газопровод Baltic Pipe, который позволит Польше импортировать норвежский газ. Планируется строительство нового СПГ-терминала и расширение уже имеющегося. То есть уже через 2–3 года Польша будет в состоянии импортировать значительные объемы «голубого топлива» и делиться им с Украиной.
При подписании меморандума речь шла о 6 миллиардах кубометров в год — это примерно половина всего газового экспорта Незалежной.
Но представитель польского правительства по стратегической инфраструктуре Петр Наимский заявил, что Польша будет готова поставлять эти объемы только к 2021 году.
Глава компании PGNiG Петр Возняк — посредник между США и Украиной — также выражал надежду на увеличение пропускных мощностей действующих газопроводов к 2021 году. Никак не раньше.
В этом контексте недавние «подвиги» оператора украинской ГТС выглядят особенно впечатляюще.
Уже к 13 сентября «Уктрансгаз» рапортовал о том, что капитальный ремонт станции «Комарно», после которого из Польши можно будет импортировать почти в три раза больше газа, завершен на 50%.
«Модернизация станции позволит существенно повысить маневренность и надежность функционирования ГТС в случае прекращения транзита российского газа с 1 января 2020 года, — говорится на сайте компании. — Проектная мощность модернизированного участка составит 15 млн куб. м в сутки в аверсном режиме и 18 млн куб. м в сутки в реверсном режиме из Польши».
А чуть более чем через месяц «перемога» приобрела статус окончательной и бесповоротной: модернизация КС «Комарно» завершилась! Осталось только произвести тестовый пуск, и с 1 января 2020 года можно закачивать доселе невиданные объемы американского газа.
Детальнее об этом написал на своей странице в Facebook глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Он подтвердил, что через новый трубопровод-перемычку можно транспортировать не 6,5, а целых 18 миллионов кубометров газа ежедневно. В годовом измерении это 6,6 миллиарда. То есть даже больше, чем предусмотрено меморандумом по энергобезопасности, и больше, чем сегодня способен принимать польский СПГ-терминал в Свиноуйсьце.
Дополнительные перспективы, по словам Коболева, открываются и перед европейскими трейдерами, которые могут использовать модернизированную трубу для хранения газа в украинской подземке. «Мы готовы предложить мощности для хранения до 10 млрд куб. м газа в год, а это почти 10% объема всех подземных хранилищ Евросоюза», — похвастался глава «Нафтогаза».
Трудовой доблестью сотрудников «Укртрансгаза» можно было только восхищаться. Петр Возняк надеялся, что мощность имеющихся газопроводов увеличат за два года, а украинцы напряглись и справились за пару месяцев. Поистине стахановские методы работы!
Но «перемога», как это часто бывает, в итоге превратилась в «зраду»: польская Gaz-System опровергла сообщения украинской стороны.
«В связи с информацией, опубликованной украинскими компаниями "Уктрансгаз" и "Нафтогаз", об увеличении пропускной способности до 6,6 млрд кубометров интерконнектора Польша — Украина, Gaz-System сообщает, что нынешняя газовая инфраструктура на польско-украинской границе не позволяет передавать газ из Польши на Украину в таком объеме», — говорится на сайте оператора польской ГТС.
Существующие мощности, по информации Gaz-System, по-прежнему позволяют поставлять на Украину до 2 миллиардов кубов. Чтобы выйти на 6,6 миллиарда, нужны дополнительные вложения. Пока что говорить об этом рано — нет даже инвестиционного проекта, который можно показать инвесторам.
Так что сделал Коболев, когда сообщил о возможности транспортировать из Польши на Украину 6,6 миллиарда кубометров газа в год? Возможно, ошибся. Доверился официальной информации «Укртрансгаза», который беззастенчиво вешает украинцам лапшу на уши, набивая себе цену.
Хотя более правдоподобной кажется другая версия: Коболев обо всем знал и соврал осознанно.
Как известно, упомянутый меморандум по энергобезопасности подписывался незадолго до возобновления газовых переговоров между Украиной, Россией и Еврокомиссией. Киев явно хотел использовать его как аргумент в споре с «Газпромом». Следующий раунд переговоров запланирован на 28 октября, и к этой дате «Нафтогаз», видимо, решил достать из рукава еще один козырь.
По факту Украина не может рассчитывать на большие объемы газа из Польши после окончания транзитного контракта с Россией. Но Коболев говорит, что может.
И тем самым намекает «Газпрому»: новый договор нам не очень-то и нужен. Не будет российского газа, который мы получаем реверсом, — будет американский СПГ.
Полякам, видимо, смысл этой странной игры не пояснили.
Или пояснили, но они отказались ставить под удар свою репутацию и повторять басни об увеличении пропускной способности интерконнектора на границе с Украиной.
В любом случае, Коболеву теперь придется оправдываться, говорить, что его не так поняли. А по факту получается, что руководители «Нафтогаза» в очередной раз продемонстрировали свою профнепригодность.
За что бы они ни брались, все заканчивается плачевно.
Отказаться от российского газа не могут, нарастить добычу собственного тоже не получается.
Выделение из структуры «Нафтогаза» независимого оператора ГТС — одно из условий заключения нового договора с «Газпромом» по европейским правилам — до сих пор не произошло. Компенсации по искам в Стокгольмском арбитраже Россия не выплачивает.
Даже элементарно соврать украинские топ-чиновники не в состоянии. Что уж говорить о серьезных задачах?