Сланцевый сектор Соединенных Штатов переживает не лучшие времена даже после вступления в силу сделки ОПЕК+. Добыча нефти сокращается стремительнее, чем планировали власти и прогнозировали независимые аналитики. Президенту США Дональду Трампу придется смириться с этим неприятным фактом: пришло время американцам внести свою лепту в стабилизацию мирового рынка нефти.
За первые три недели после вступления в силу сделки ОПЕК+ рынок черного золота частично отыграл катастрофическое падение предыдущих двух месяцев. С 14 по 21 мая баррель нефти эталонной марки Brent поднялся в цене более чем на 20% и приблизился к отметке в 37 долларов. Конечно, это не те показатели, на которые ориентируются экспортеры, но общие тенденции не могут их не радовать. Худшее уже позади.
«Нефтяные рынки положительно отреагировали на историческое соглашение, а также на его энергичную реализацию странами-участницами, — заявил на днях генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо. — В целом наблюдается постепенное, но неуклонное сближение фундаментальных показателей спроса и предложения».
Помимо восстановления производственной и деловой активности, картелю помогает еще один факт: вынужденное сокращение добычи в Соединенных Штатах, которые не присоединились к ОПЕК+, все-таки состоялось.
Хотели этого американцы или нет, но эпидемия коронавируса заставила их стать главными союзниками Организации стран — экспортеров нефти.
Впрочем, в мотивации Вашингтона никаких сомнений быть не может. С 2016 года Штаты паразитировали на сделке ОПЕК+ и сумели выйти на первое место в мире по производству нефти. Резкое снижение спроса на энергоресурсы не заставило Трампа отказаться от убежденности в том, что поддерживать цены на «черное золото» должны два других крупнейших производителя — Россия и Саудовская Аравия (а ушлые американцы — и дальше снимать сливки).
Президент США, казалось бы, своего добился. Реорганизации ОПЕК+ не произошло — Вашингтон не взял на себя конкретные обязательства по снижению добычи нефти. Лишь обещал поддерживать картельный сговор Москвы и Эр-Рияда, как говорится, на добровольных началах. Но планы Трампа начали рушиться буквально на следующий день после заключения новой сделки — рынок отреагировал на нее более чем спокойно, цены не взлетели вверх.
Тогда хозяин Белого дома написал, что страны ОПЕК+ в действительности хотят сократить добычу не на 10, а на 20 миллионов баррелей в сутки. Больше всего этого хотел сам Трамп.
Вероятно, он продолжал давить на саудовского кронпринца Мухаммеда ибн Салмана, которого в Белом доме считают главным виновником нефтяной войны. Посыл был простой — сокращайте добычу еще больше, заглаживайте свою вину перед американскими сланцевиками. Саудиты уж точно пытались разделить это бремя с Россией, но положительного результата не добилась.
Пришлось в одностороннем порядке брать на себя дополнительные обязательства по сокращению добычи нефти: в июне Саудовская Аравия должна добывать не 8,5 миллиона баррелей в сутки, как это прописано в сделке ОПЕК+, а на миллион меньше. Удивительный пример углеводородной «благотворительности».
Все становится на свои места, если вспомнить, что еще 2 апреля Трамп угрожал Салману вывести из его страны американские войска, если не будет заключена новая сделка ОПЕК+. Затем западная пресса продолжала писать о стремлении людей из ближайшего окружения президента США устроить саудитам показательную порку. Сворачивание военной поддержки рассматривалось как один из вариантов.
В итоге Пентагон действительно начал выводить из Саудовской Аравии свои комплексы противовоздушной обороны Patriot — сразу после этого шейхи обязались убрать с мирового рынка нефти еще один миллион баррелей в сутки.
Бывают ли такие совпадения? Вот и Forbes, очевидно, в них не верит: «Соединенные Штаты имеют значительные рычаги влияния на Саудовскую Аравию и ее союзников по ОПЕК на Ближнем Востоке из-за гарантий безопасности, которые она предоставляет, поэтому неудивительно, что страны Персидского залива возьмут на себя львиную долю сокращений».
Но даже податливость саудитов не спасает американских сланцевиков от колоссальных убытков.
«В прошлом месяце администрация Трампа заверила лидеров в том, что американская сланцевая заплата будет сдерживать добычу, чтобы положить конец мировой войне цен на нефть. Но мало кто ожидал, что сокращения будут такими глубокими и такими быстрыми. Бурильщики закладывают буровые установки и закрывают скважины с бешеной скоростью в ответ на падение цен на нефть, вызванное пандемией коронавируса», — пишет Bloomberg.
После проседания нефти марки WTI до отрицательных значений аналитики JP Morgan спрогнозировали снижение добычи «черного золота» в США на 1,5 миллиона баррелей в сутки к июню.
В мае этот план уже перевыполнен, и объемы производства продолжают снижаться.
Очевидно, стоит пересмотреть и прогнозы министра энергетики США Дэна Бруйетта: он заявлял, что его страна по итогам 2020 года сократит добычу на 2 миллиона баррелей в сутки от предкризисного уровня. Сейчас более правдоподобными кажутся оценки компании Rystad Energy, которая ожидает сокращения на 2 миллиона баррелей уже в следующем месяце.
Количество буровых установок в США упало на 62% по сравнению с прошлым годом, сообщает The Houston Chronicle.
В аналогичной ситуации оказалась Канада — еще одна страна, которая рассматривалась в качестве потенциального участника новой сделки ОПЕК+. IHS Markit подсчитала, что сокращение капитальных расходов в нефтегазовом секторе Западной Канады составит более 6 миллиардов долларов, но в действительности эта цифра достигла 8,4 миллиарда.
По оценкам компании, во втором квартале 2020 года добыча нефти в этом регионе снизится на один миллион баррелей в сутки. Для Канады это огромные объемы.
Головной боли американцам добавляет тот факт, что к их западному побережью и в Мексиканский залив продолжают направляться саудовские танкеры.
Общий объем нефти, которая ожидает разгрузки, составляет свыше 50 миллионов баррелей. И это в условиях, когда Соединенным Штатам не хватает свободных мощностей по хранению нефти. «Если все саудовские танкеры разгрузятся, то эта нефть в течение мая сведет на нет почти все сокращения добычи по сравнению с мартовскими уровнями, фактически поддерживая текущие высокие уровни наполнения хранилищ», — отмечает старший аналитик Rystad Energy Паола Родригес-Масиу. Для американцев это чревато очередным обвалом цен на нефть марки WTI.
Впрочем, не меньше угроз таит и наметившаяся стабилизация мирового рынка энергоносителей.
Forbes и Bloomberg опасаются, что американские производители поспешат отыграть падение последних месяцев. Подобно тому, как несвоевременное снятие карантинных ограничений может спровоцировать вторую волну эпидемии коронавируса, несвоевременная «реанимация» сланцевого сектора США может снова обвалить цены на нефть.