Латвия, Литва и Эстония продолжают планировать побег из российско-белорусско-прибалтийского энергокольца БРЭЛЛ. Навязчивая идея прибалтийских политиков сепарироваться от своих восточных соседей в энергетическом плане станет одной из генеральных тем международной конференции «Ситуация в регионе Балтийского моря после запуска Белорусской АЭС», которая пройдет 25 мая в Санкт-Петербурге. О проблемах энергетического диалога России с Прибалтийскими странами аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с одним из модераторов предстоящей экспертной дискуссии — президентом Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессором СПБГУ Николаем МЕЖЕВИЧЕМ:
— Николай Маратович, Российская ассоциация прибалтийских исследований проводит 25 мая в Санкт-Петербурге международную конференцию «Ситуация в регионе Балтийского моря после запуска Белорусской АЭС». С чем связано проведение конференции в дни Петербургского международного экономического форума и практически в летний сезон?
— Знаете, хорошо археологам: если они откопают очередную Трою на год позже, ничего не случится. С энергетикой иначе. 22 марта перед заседанием Европейского совета президент Литвы Даля Грибаускайте, премьер-министр Эстонии Юри Ратас, премьер-министр Латвии Марис Кучинскис и глава правительства Польши Матеуш Моравецкий встретились с председателем Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером и обсудили вопрос энергетической безопасности балтийских стран. Результатом встречи стало совместное заявление, которое утвердило синхронизацию электросетей стран Балтии через Польшу к 2025 году.
На днях политики государств Прибалтики заявили о том, что в июне 2018 года Таллин, Рига, Вильнюс хотят стать энергетическим островом, «отключиться от российских и белорусских сетей». Это не юмор и даже не очередное проявление политической близорукости. Юмор — это когда смешно одним людям и безопасно для других. В нашем случае резко возрастает опасность техногенных катастроф, а уже затем экономических и политических проблем. Так что необходимость консультаций экспертов очевидна.
— С чем связано желание наших соседей разрушить то, что работает хорошо?
— Исторически необходимость сотрудничества России и ЕС связана с тем, что до настоящего времени государства Прибалтики объединены с энергосистемой России и Беларуси, но имеются и строятся новые соединения с Северной Европой и Польшей.
С Россией энергосистемы стран Прибалтики объединяет соглашение о параллельной работе энергосистем электрического кольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва). С момента распада СССР и до сегодняшнего дня осуществляется совместная работа электроэнергетических систем России, Беларуси и Прибалтийских государств (Латвии, Литвы, Эстонии) в синхронном режиме. Так обеспечивается надежность — техническая и экономическая.
— Чем хороша единая энергосистема?
— Вместе лучше и дешевле — это закон энергетиков, но он не для политиков. Для России и Беларуси ориентация стран Прибалтики на выход из БРЭЛЛ без соответствующих консультаций и согласований с Россией и Беларусью создает проблемы.
До 40% пропускной способности между энергосистемами Центра и Северо-Запада Российской Федерации обеспечивается сетями Прибалтийских стран. Потеряем эту возможность — будем нести расходы.
В Калининградской области идет работа по бесперебойному обеспечению региона электроэнергией. Еще в июле 2017 года в эксклаве началось строительство трех новых газовых электростанций: в Калининграде, Гусеве и Советске. Планируется и четвертая — в Светлом. Они должны войти в строй к 2018–2019 годам.
Естественно, запущен и проект по усилению связи между объединенными энергосистемами Северо-Запада и Центра. Он оценивается в 37,2 млрд рублей, но безопасность дороже. Идет строительство нескольких дополнительных линий высоковольтных передач, в Калининградской области уже строят новые мощности генерации электроэнергии, а в Беларуси ведут работы по реконструкции электросетей для интеграции Островецкой АЭС. Строительство Белорусской (Островецкой) АЭС тоже следует рассматривать с этих позиций.
При этом экономические проблемы будут не только у нас. Большие неприятности ждут наших соседей.
— Нельзя ли поподробнее?
— Синхронизация стран Прибалтики с сетями континентальной Европы и выход из бывшей единой советской энергосистемы БРЭЛЛ — процесс долгий, но разговоры об этом еще более долгие. Еврокомиссия (ЕК) выделит 125 тыс. евро на техническое исследование синхронизации электросетей балтийских стран с сетями континентальной Европы. Результаты исследования, общая стоимость которого составляет 250 тыс. евро, намечается представить в июне. Как говорится, посмотрим. Проект синхронизации электросетей с сетями материковой Европы должен быть завершен в 2025 году. Но Таллину, Риге и Вильнюсу хочется всё сделать быстрее… Лихие заявления, политические демонстрации, фантастические экономические выкладки сегодня относительно безопасны для элит. К 2025 году во всех трех странах власть сменится еще не раз.
Вообще же, чтобы отключиться от БРЭЛЛ и интегрироваться с «Большой Европой», государствам Прибалтики потребуются средства — не менее 800–900 млн евро. Впрочем, это заведомо заниженная цифра. Энергетические проекты последнего десятилетия уже стоили Эстонии, Латвии, Литве 2–3 млрд евро, и это только начало.
При этом на прибалтийском участке работы нужно будет менять географию электросети, делать трансформационные вставки, переходить на европейские технические стандарты. Однако бюджет ЕС после «брексита» существенно сократится, финансовую помощь Восточной Европе страны-доноры Евросоюза намерены урезать, структурные фонды после 2020 года могут вовсе закрыть. К 2021 году Эстония будет получать от ЕС на 40% средств меньше, чем сейчас. Понимаете?
— Но ведь уже есть действующие соединения Прибалтики и Северной Европы: энергомост NordBalt?..
Ах, NordBalt… Отключившись от России и Беларуси, Прибалтика будет держаться на собственной генерации и соединяющих линиях с Польшей, Финляндией, Швецией. Взглянем на одну из линий — NordBalt. Проблемы носят системный характер. Как сообщает издание Baltnews, в Литве сданный в эксплуатацию в 2015 году энергомост NordBalt становился на ремонт 11 раз за 2016 год. В 2017 году аварии и остановки случаются раз в месяц с интервалом в 30 дней. В ноябре интервал сократился до двух недель. При этом энергомост длиной в 450 километров стоил 550 млн евро. Та же ситуация характерна для 2018 года. Муфты проходящего по суше кабеля NordBalt, из-за которых часто бывают срывы, должны быть заменены с 30 июля по 10 октября 2018 года.
Наши соседи, литовские энергетики, признают: «Если бы соединяющие нас с Россией и Беларусью девять линий переменного тока отключили, свет в домах продолжил бы гореть. Но, несомненно, это решение не является экономически разумным на более долгое время, это дорого».
Существует и эффект масштаба. Более крупные энергосистемы более надежны технологически, позволяют обеспечивать переток избыточных и пиковых мощностей, решать проблему резервно-аварийных мощностей. В этом контексте объединение энергосистем логично и экономически эффективно, отделение — контрпродуктивно.
— Ваши сценарии, чем закончится попытка Прибалтики сепарироваться в энергетическом плане от России и Беларуси?
— Первый сценарий — и, не скрою, самый вероятный — связан с тем, что планы сепаратизации и отделения от российских и белорусских электрических сетей будут реализованы. Эксперименты в стиле «пальцы в розетку» начнутся очень скоро. Однако я бы предположил серьезные экономические потери, как минимум технологические сбои разного масштаба. Собственно, к этому готовится и Прибалтика: не случайно в первый раз попробовать режим десинхронизации энергетики Прибалтики планируют не более чем на восемнадцать часов. Известно то, что это компромисс между позицией энергетиков и политиков. Политикам нужен отчет в американском посольстве, а энергетики, естественно, не хотят оказаться крайними в ситуации, когда начнутся техногенные катастрофы.