Несмотря на санкционное давление, германо-российские экономические связи продолжают активно развиваться. Товарооборот между Россией и ФРГ за последние годы показывает уверенный рост. Появляются новые совместные проекты в разных областях экономики и промышленности. Дискуссия вокруг газопровода «Северный поток — 2» низвела восприятие российско-германского экономического партнерства до торговли энергоносителями. Между тем сотрудничество России и ФРГ имеет разветвленную структуру, в которую входят в том числе и высокотехнологичные отрасли.
Германо-российская инициатива по цифровизации экономики (GRID)
В 2017 году на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Восточным комитетом германской экономики в сфере цифровых технологий и инноваций. Инициатива была направлена на обмен опытом между российскими и немецкими компаниями в сфере цифровизации рабочих процессов.
Проект объединил таких экономических гигантов России и ФРГ, как Siemens, SAP, Bosch, Volkswagen Group Rus, Ростелеком, Фонд Сколково, «Цифра», государственная корпорация Ростех.
Список участников инициативы продолжает пополняться — по сообщениям руководителей GRID на завершающей стадии находятся переговоры с автогигантом Volkswagen.
В рамках инициативы были проведены десятки совместных мероприятий: от конференций до мастер-классов и посещений производств, организованных по технологии «Индустрия 4.0». За последние два года проект утвердился в качестве полезной коммуникационной площадки для российских и немецких специалистов, в одинаковой степени полезной для всех участников.
Важное значение GRID состоит в том, что инициатива позволит синхронизировать российскую и германскую промышленность на базе реализуемой в ФРГ программы «Индустрия 4.0».
Это не только откроет возможности для модернизации российской экономики, но и создаст предпосылки для ее эффективного сопряжения с германскими партнерами. Аналогичные проекты по универсализации «Индустрии 4.0» ФРГ ведет и с другими странами, что оставляет дополнительные опции для сотрудничества российским компаниям.
Железные дороги
Программа модернизации российских железных дорог реализуется при тесном сотрудничестве с компанией Siemens. Высокоскоростные поезда «Сапсан», курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом, стали удобным способом перемещения между крупнейшими российскими городами.
С 2010 года к системе высокоскоростного железнодорожного сообщения добавился Нижний Новгород. Также немецкая компания поставляет на российский рынок поезда «Ласточки», использующиеся на региональных направлениях.
Руководство Siemens проявило интерес к проекту строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Казанью. Для новой магистрали специалистами компании предложена новая модель поезда «Сапсан — 2». Консорциум «Немецкая инициатива» заявил о намерении предоставить 2 млрд евро для финансирования второго участка строительства — от Нижнего Новгорода до Казани.
В перспективе высокоскоростная магистраль между российской столицей и Казанью станет частью маршрута до Пекина.
С 2008 года Deutsche Bahn и РЖД участвуют в проекте организации контейнерных железнодорожных перевозок между Китаем и ЕС Trans-Eurasia Express. Первый пробный поезд из Китая в ФРГ преодолел расстояние в 10 тысяч км за 17 дней. На данный момент существует ряд маршрутов между европейскими и китайскими городами, позволяющих осуществлять контейнерные перевозки в срок от 15 до 23 дней, что в среднем в два раза быстрее морских контейнерных перевозок.
Автомобилестроение
Для немецких автоконцернов российский рынок традиционно считается одним из наиболее перспективных. Еще в 2007 году компания Volkswagen открыла в технопарке «Грабцево» Калужской области завод по производству своих автомобилей. Спустя несколько лет компания усилила свое присутствие в России, открыв завод по производству двигателей.
В конце 2017 года стало известно о предстоящем открытии компанией BMW завода в России. Ожидается, что производство будет размещаться в Калининградской области. Как и в Калужской области, завод автогиганта из Баварии будет обеспечивать производство полного цикла со сваркой и окраской кузова.
Любопытно, что в прошлом году увеличился и автомобильный экспорт из России в ФРГ. Так, почти вдвое — до 70 штук — увеличился экспорт на немецкий рынок автомобилей повышенной проходимости УАЗ-452 (так называемая «Буханка»).
Аскетичность конструкции и сравнительно небольшая цена сделали данную модель привлекательной для немецких любителей экстремального отдыха.
Химическая промышленность
Химическая промышленность остается одним из локомотивов германской экономики. Крупнейшие предприятия ФРГ проводят активную инвестиционную политику по всему миру, в том числе и в России. Речь идет как о расширении объемов продаж на российском рынке, так и о строительстве новых предприятий на территории России.
Высокую активность на российском рынке демонстрирует немецкий химический гигант BASF. Компания имеет 10 производственных площадок в России, в работе которых задействованы свыше 700 высококвалифицированных сотрудников.
В 2017 году BASF открыл в Санкт-Петербурге завод по производству строительной химии, инвестировав 5 млн евро. Аналогичные производства ранее действовали в Москве и Казани. Компания планирует расширить производство на территории Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, BASF активно участвует в ряде проектов по разработке российских нефтегазовых месторождений.
Деятельность другой крупной немецкой химической корпорации — Bayer — также широко представлена в России. На последнем Петербургском международном экономическом форуме генеральный представитель Bayer в России и странах СНГ Нильс Хессманн заявил о готовности компании увеличить долю локализованной в России продукции до 30% от всего объема продаж в ближайшие 5 лет. В 2010 году компания открыла в подмосковном Ногинске завод по изготовлению полиуретановых систем. В 2016 году между Bayer и НТФФ «Полисан» был подписан договор о локализации производства ряда препаратов в области кардиологии.
Сельское хозяйство
Российский сельскохозяйственный сектор традиционно является одним из важных объектов для прямых инвестиций из ФРГ.
С 2005 года в Краснодаре работает завод по производству комбайнов немецкой компания CLAAS. В 2015 году, несмотря на санкционное давление, произошло значительное расширение производства, потребовавшее инвестиции в 7 млрд рублей.
В результате расширения завод стал одним из крупнейших производств компании в мире. В 2017 году в ходе своего визита в Россию предприятие посетил министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль.
Компания Toennies Lebensmittel GmbH & Co, которой принадлежит «Агропромышленная корпорация ДОН», инвестировала с 2007 года в российский агропромышленный комплекс не менее 120 млн евро. Фирма владеет свиноводческими и растениеводческими предприятиями, а также комбикормовым заводом в Воронежской и Белгородской областях. В 2014 году компания стала восьмым крупнейшим производителем свинины в России.
На российском сельскохозяйственном рынке прекрасно себя чувствуют и сравнительно небольшие игроки из ФРГ. В качестве примера можно назвать баварские компании Horsch и Ropa, действующие в Липецкой области и занятые в производстве сельскохозяйственной техники. Обе компании смогли преодолеть последствия экономических санкций и расширили свое производство в России.
Артем Соколов, эксперт аналитического агентства МГИМО «Евразийские стратегии»