Новость о сокращении полутора тысяч работников «Латвийской железной дороги» вызвала бурное обсуждение в латвийском обществе. Руководству концерна пришлось экстренно объясняться. Объяснения сводились к тому, что все плохо: ЛЖД вынуждена переходить к максимальной экономии, чтобы выжить, потому что железнодорожные перевозки сокращаются, российский транзит уходит, а альтернативные направления нерентабельны.
«К сожалению, осень и начало зимы оказались очень неудачными, потому что установилась теплая погода. Мировые цены на энергоресурсы были низкими, и грузы не перемещались. Поэтому вместо ожидаемого небольшого увеличения грузооборота мы получили продолжение падения», — рассказал член правления «Латвийской железной дороги» Андрис Лубанс о причинах, по которым компания вынуждена уволить полторы тысячи сотрудников.
За прошлый год объем железнодорожных перевозок в Латвии сократился на 16%. В абсолютных цифрах грузооборот составил 41,5 миллиона тонн грузов.
Это худший показатель для Латвии за последние 17 лет: даже во время мирового финансового кризиса 2008–2009 годов дела с железнодорожными перевозками не обстояли так плохо.
Интереснее всего динамика грузоперевозок ЛЖД выглядит структурно. Объем внутренних перевозок в Латвии за 2019 год увеличился на 25%. Объем международных перевозок упал на 17%. Однако международные грузы (39,8 миллиона тонн) — это 96% железнодорожных перевозок в Латвии, поэтому внутренние грузоперевозки на общие показатели никакого влияния не оказывают.
В структуре международных перевозок экспортные грузы (то, что продает Латвия) составляют 280 тысяч тонн. Импортные грузы (то, что продают Латвии) — 3 миллиона тонн. Транзитные же грузы (то, что едет через Латвию) в структуре грузоперевозок составляют 36 миллионов тонн.
То есть 87% грузоперевозок «Латвийской железной дороги» — это транзит.
При этом объем импортных перевозок в Латвии за год вырос на 6,5%, экспортных — сократился на 11,4%, транзитных — рухнул на 18,6%. В конечном счете — рекордное за 17 лет падение грузоперевозок на 16%.
Что получается из этих цифр?
Латвия — транзитная страна и рынок сбыта с минимальным собственным производством, основа существования «Латвийской железной дороги», — транзит, и именно потеря транзита заставляет Latvijas dzelzceļš переходить на режим выживания.
Руководство железнодорожного монополиста оправдывается, что без радикального сокращения расходов на заработные платы и социальное страхование концерн не выживет, и обещает структурные изменения в ЛЖД. Обычно такие изменения подразумевают новые сокращения.
При этом кампания сама себе противоречит, признавая, что нечего пенять на теплую зиму: падение грузопотока будет идти год за годом, и Latvijas dzelzceļš нужно научиться выживать в новых условиях.
«Самое неприятное в этой ситуации заключается в том, что падение объема грузов не будет носить периодический характер. Это означает, что спад грузов не просто будет происходить один-два года, а превратится в постоянную тенденцию. Предприятию нужно приспособиться к жизни в условиях пониженного объема грузов и продолжать поддерживать инфраструктуру», — говорит Андрис Лубанс.
Иначе говоря, загруженность железных дорог в Латвии падает и будет продолжать падать из-за стратегического решения России увести из Прибалтики все российские грузы.
Три четверти транзитных перевозок в Латвии — это транзит в Россию и из России. Основные же российские клиенты «Латвийской железной дороги» или ушли из Латвии, или объявили, что уходят, или рассматривают возможность ухода.
«Акрон», «Новотранс», «Уралхим», «Уралкалий» — с этими крупнейшими перевозчиками железная дорога и порты Латвии уже распрощались или распрощаются в ближайшие годы. От этого и критическое падение грузопотока — в настоящем и в будущем.
При этом альтернатив восточному направлению, которые могли бы вывести латвийский транзит из кризиса, не просматривается. Об этом говорит та же статистика «Латвийской железной дороги». Самым популярным и доходным железнодорожным маршрутом остается поезд Рига — Москва. Самые непопулярные и убыточные направления: поезда Рига — Валга в Эстонию и новообразованный, остромодный у властей из-за своего геополитического символизма «поезд четырех столиц» в Вильнюс, Минск и Киев.
Катастрофическое состояние портов и железных дорог Латвии в конечном счете вызвано тем, что латвийские власти отрубили руку дающего и своей патологически антироссийской политикой добились того, что транзитная отрасль потеряла Россию, которая была основой ее существования.
В результате перед той же «Латвийской железной дорогой» стоит выбор между быстрой смертью и существованием в анабиозе. Второй вариант предполагает режим максимальной экономии, урезание зарплат и сокращение новых работников в надежде на то, что российские грузы вернутся или заработают другие транзитные направления.
Впрочем, будущее не предвещает Латвии ни того, ни другого.
Пока дело идет к тому, что через несколько лет придется разбирать шпалы и сдавать рельсы в металлолом.