Президент Украины Петр Порошенко объявил о создании внутри Евросоюза группы, которая должна заблокировать строительство «Северного потока — 2». По всей видимости, в нее войдут Польша и Прибалтийские республики. Однако едва ли у пока еще президента Украины получится реализовать озвученные планы.
Украинские элитарии еще лет десять назад не верили в то, что первая ветка «Северного потока» будет проложена. Долгое время не верили и в то, что «Северный поток — 2» («СП‑2») будет построен. Лишь когда перспектива начала прокладки газопровода замаячила в полный рост, украинские «верхи» спохватились, начав поднимать информационный шум, писать письма в Еврокомиссию и ожидать жесткого санкционного давления США в отношении соответствующих европейских компаний.
Однако Еврокомиссия (ЕК) не может запретить строительство новой ветки российско-немецкого газопровода, так как это противоречит энергетической политике ЕС, нацеленной в том числе на увеличение количества маршрутов доставки энергоносителей.
Заставить европейские компании отказаться от строительства «СП‑2» смогут разве что беспрецедентные меры санкционного давления со стороны США, развивающих программу производства сжиженного природного газа (СПГ) и нацеленных на экспансию на европейский газовый рынок.
В планах США поставлять на европейский рынок около 30 млрд кубометров газа уже с 2020 года. Однако ввиду разлада трансатлантического единства, что засвидетельствовал последний саммит «большой семерки», европейские компании наверняка будут менее чувствительными к каким бы то ни было санкциям.
У Еврокомиссии, конечно, имеется возможность введения ограничений на использование мощностей «СП‑2» для поставщика в лице «Газпрома», что предусмотрено Третьим энергетическим пакетом. Хотя, как показывает, например, опыт эксплуатации газопровода OPAL (продолжение первой ветки «Северного потока» по суше), в случае форс-мажоров или наступления холодов ЕК снимает ограничения на загрузку данного трубопровода.
Как сообщил финансовый директор Nord Stream 2 AG Пол Коркоран, компания получила почти все трубы для строительства «СП‑2». Для начала строительства остается получить согласие Дании на прокладку газопровода через ее исключительную экономическую зону; ранее такое согласие уже предоставили Швеция и Финляндия.
Увлекшись борьбой с «СП‑2», Киев не заметил того, как газовый транзит обходит территорию Украины с юга.
12 июня в турецком Эскишехире был дан старт работе Трансанатолийского газопровода (TANAP), по которому азербайджанский газ будет поставляться в Турцию, а затем в страны Южной Европы. Пока на турецкий рынок будет направлено 6 млрд кубометров газа, через год до границы с Грецией будет поставляться 10 млрд «кубов».
В перспективе мощность газопровода планируется увеличить до 23 млрд кубометров (с 2023 года) и до 31 млрд кубометров (с 2026 года). Следовательно, объемы прокачки газа через Украину в страны Балканского полуострова и Турцию будут сокращаться. Усугубится ситуация введением в эксплуатацию «Турецкого потока», способного отобрать у Украины от 15 до 30 млрд «кубов» транзита.
Заслуживает внимания тот факт, что Петр Порошенко почтил своим присутствием церемонию открытия TANAP, поприветствовав старт этого проекта, так как он создает конкуренцию для российского газа. Правда, при этом Петр Алексеевич забыл о том, что TANAP создает конкуренцию и для украинской газотранспортной системы (ГТС).
Кроме того, пока еще президент Украины выразил готовность приобретать азербайджанский газ через Болгарию и Румынию. Однако эта возможность на данный момент сугубо теоретическая, поскольку требует строительства ряда интерконнекторов и перенастройки параметров работы украинской ГТС.
Петр Алексеевич славится тем, что во время зарубежных поездок и встреч с лидерами государств выражает готовность импортировать ту или иную продукцию, — например, газ из Катара или уголь из США.
По большому счету данная продукция Украине не нужна, учитывая наличие более дешевых аналогов и логистические издержки, — Порошенко делает подобные заявления и заключает данные сделки в первую очередь с целью добиться политической лояльности к собственной персоне.
То, что транзитная рента Украины в ближайшие годы сократится, сомнений не вызывает. Впрочем, если в Европе увеличится спрос на российский газ, то сокращение будет не таким чувствительным. Предпосылки для большего потребления Европой российского «голубого топлива» действительно имеются, и связаны они с падением европейской газодобычи, переводом тепловой генерации на газ и возможным выведением из эксплуатации ряда европейских АЭС по экологическим причинам. Тем более что Украина располагает объемными подземными газохранилищами, позволяющими несколько сглаживать пики европейского потребления.
Интрига в том, будет ли продлен контракт на транзит газа через Украину между «Газпромом» и «Нафтогазом», истекающий в конце 2019 года.
Вопрос неоднозначный: быть может, российский концерн предпочтет не заключать новый транзитный контракт, продавая газ европейским потребителям на восточной границе Украины. Однако рынок газа серьезно политизирован, и многое будет зависеть от смены конфигурации киевской власти, которая может состояться по итогам президентских и парламентских выборов в следующем году.