×
Экономика Экономика

Развитие цифровых технологий — важнейшее направление евразийской интеграции

Источник изображения: culture.ru

В Беларуси разрабатывается проект модельного закона о технологиях искусственного интеллекта для стран СНГ. Он позволит провести рамочную унификацию национальных законодательных систем в государствах содружества по вопросам цифровизации. Поддержка IT-сферы — одна из важнейших составляющих технологического суверенитета. Работа в этом направлении является важной составляющей евразийской интеграции как в больших форматах, таких как ЕАЭС или СНГ, так и в рамках Союзного государства России и Беларуси.

Планами по разработке в Беларуси модельного закона о технологиях искусственного интеллекта для стран СНГ на днях поделился с общественностью премьер-министр РБ Роман Головченко.

По словам главы белорусского правительства, документ увидит свет уже в этом году. Основная цель закона — рамочная унификация законодательств государств, входящих в СНГ.

«Модельный закон может стать и базой для выработки общих концептуальных подходов к развитию искусственного интеллекта на уровне ЕАЭС», — рассказал Головченко.

Он отмечает, что уже апробированные в мировой практике подходы смогут значительно упростить путь.

«Поодиночке собрать необходимые массивы данных для обучения собственным решениям на национальном уровне будет сложно. Но наши интеграционные механизмы дают прекрасную возможность выполнять эту задачу сообща. Именно поэтому на уровне государств — членов ЕАЭС в год председательства Республики Беларусь хочется отметить важность и ценность такого понятия, как данные», — цитирует главу правительства агентство БелТА.

Премьер считает, что в рамках евразийской интеграции целесообразно развивать рынки данных по таким направлениям, как свобода движения товаров, услуг, капиталов и рабочих рук.

«Необходимо поставить четкие ориентиры на объединение усилий. Внедрение цифровых технологий и инноваций должно проходить во всех государствах ЕАЭС на базе единых принципов и подходов», — подчеркивает Головченко.

По словам экспертов, сегодня большинство сфер деятельности в Беларуси и в других странах, участвующих в евразийских интеграционных проектах, в той или иной мере охвачено внедрением искусственного интеллекта. Однако законодательно эта отрасль все еще никак не отрегулирована. Начинать нужно буквально с формирования понятийного аппарата. Создание модельного закона позволит резко упростить данную деятельность всем евразийским государствам, притом, что национальные особенности работы с ИИ они смогут сохранить.

«Модельный закон будет обобщающим и не станет ущемлять права стран, которые выбрали свои пути развития искусственного интеллекта… Для того чтобы можно было использовать свои технологии в дальнейшем на пространстве СНГ, мы должны прописать общие правила, которые не противоречили бы национальным законодательствам. Появляются новые стартапные движения, которые надо не только быстро реализовывать, но и контролировать. И для этого нужен государственный регулятор в сфере интеллектуальных технологий и систем. Кроме того, необходимо наличие обязательного свода законодательных актов, которые бы ограничивали возможность неправомерного использования возможностей ИИ. Также параллельно необходима разработка стратегии, концепции развития искусственного интеллекта», — приводит «Беларусь Сегодня» мнение генерального директора Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси Сергея Кругликова.

Развитие IT-технологий и поддержание цифрового суверенитета — один из долгосрочных трендов экономики Союзного государства. На национальном уровне в России и Беларуси действуют нормативные акты, направленные на поддержку отечественных цифровых технологий. Кроме того, мероприятия в данной области финансируются и из бюджета СГ.

В 2024 году Высший госсовет Союзного государства принял постановление «О Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года». Этот документ определил цели и задачи достижения технологического суверенитета. Отдельным приоритетным направлением в нем зафиксированы цифровые технологии.

«На современном этапе цифровая трансформация коснулась всех направлений деятельности. Формирование информационного общества и развитие IT-индустрии касается государственного управления, бизнеса и общества в целом», — считает руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в Минске Марианна Щеткина.

По словам экспертов, обеспечение именно цифрового суверенитета — важная составляющая успеха в сложной конкурентной борьбе на мировых рынках.

«Цифровой суверенитет обеспечивается прежде всего реализацией мер по снижению зависимости от импорта информационных технологий и средств защиты информации. Также необходимым условием является формирование адекватной текущим условиям системы правового регулирования отношений в информационной сфере», — приводят белорусские СМИ мнение аналитика Белорусского института стратегических исследований Виталия Романовского.

Москва и Минск уже эффективно противостоят активным попыткам Запада использовать IT-сферу в целом и интернет в частности для посягательств на суверенитет России и Беларуси. Однако расслабляться нельзя. Ситуация в отрасли стремительно меняется, в том числе за счет развития искусственного интеллекта. И отставание от конкурентов может представлять собой экзистенциальную угрозу.

Только опираясь на собственные разработки, Союзное государство сумеет динамично развиваться, повышать качество жизни граждан, а главное — быть независимым от чужих, зачастую враждебных технологических решений.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Лишь бы Кишинев не мешал: Россия готова решить энергетические проблемы Приднестровья
9 февраля
Острая фаза энергокризиса в Приднестровье пока завершилась благодаря реализации первого этапа плана, разработанного Россией совместно с европейскими партнерами. На левый берег Днестра начал поступать из Молдовы газ, закупленный по временной схеме за счет еврогранта. В ПМР прекратились веерные отключения электроэнергии и восстанавливают работу образовательные учреждения, газ возвращается в жилые дома. Однако поставки голубого топлива в Приднестровье пока рассчитаны всего на десять дней. Дальше должна начать работать уже постоянная схема снабжения региона газом, выработанная Россией и венгерскими компаниями. Главное, чтобы этому процессу не помешал официальный Кишинев, у которого, к сожалению, семь пятниц на неделе.
Что за 10 лет показали «Минские соглашения»?
11 февраля
12 февраля 2015 года в Минске представителями Украины, ДНР и ЛНР при участии России и ОБСЕ был подписан комплекс мер по выполнению «Минских соглашений», получивший в СМИ название «Минск-2». Предполагалось, что эти соглашения станут основой мирного урегулирования конфликта на Украине и поставят в нем точку.
Эстафету Победы передадут на стыке границ России, Беларуси и Латвии
11 февраля
Белорусские пограничники 18 февраля передадут Эстафету Победы российским коллегам на Кургане Дружбы, расположенном на стыке границ России, Беларуси и Латвии.
Посол Беларуси в РФ: республика может помочь России в реализации нацпроектов
11 февраля
Беларусь готова внести вклад в реализацию национальных проектов России, заявил посол республики в РФ Александр Рогожник на встрече с губернатором Орловской области Андреем Клычковым.
Новости партнёров