Дефицит госбюджета Молдовы за восемь месяцев текущего года достиг почти половины от средств, собранных за тот же срок в виде налогов. Несмотря на то, что уровень жизни в стране и так оставляет желать лучшего, власть набирает огромные долги, которые потом придется возвращать населению. Команда президента Майи Санду оказалась неспособна обеспечить рост экономики из-за своего непрофессионализма и внешнеполитического курса. Сохранение такой политики неизбежно приведет Молдову к катастрофе.
Доходы государственного бюджета Молдовы к началу сентября 2024 года достигли около 43 миллиардов леев (2,43 миллиарда долларов США). При этом расходы бюджета за тот же срок превысили 51 миллиард леев (2,89 миллиарда долларов США). Таким образом, бюджетный дефицит за восемь месяцев текущего года составил более 8 миллиардов леев (0,45 миллиарда долларов). Для сравнения, общий объем налогов, собранных в республике, достиг 18,7 миллиарда леев (1,05 миллиарда долларов). Остальные средства поступили с таможни и из других источников.
Дыра в бюджете выросла до 43% от того, что собрала налоговая. Страна живет в глубоком «минусе».
«Третий год подряд правительство Молдовы верстает бюджет с большим дефицитом. Вместо развития промышленного потенциала и сельского хозяйства, власть прибегает к внешним заимствованиям. Альтернативой может стать смена антинародного правительства и возвращение в историческую семью», — комментирует ситуации в экономике страны депутат Василе Боля в интервью агентству БелТА.
Доходы, производимые в стране, не достаточны для поддержания достигнутого уровня потребления населения и объемов производственной деятельности, заявил экономист Владимир Головатюк. По его словам, в 2024-ом году дефицит текущего счета платежного баланса достиг рекордного показателя за 15 лет.
«Страна, у которой уровень дефицита текущего с чета превышает 5—7% от ВВП, является финансово неустойчивой и любой внешний шок может спровоцировать финансово-экономическую нестабильность», — цитирует эксперта агентство «Спутник».
По мнению экс-главы правительства Молдовы Владимира Филата, происходящее свидетельствует об острой необходимости экономических реформ. Политик подчеркивает, что к сложившейся ситуации привели выраженный дисбаланс внешней торговли и недостаток внешних источников дохода, таких как переводы от диаспоры и международные гранты.
«Срочно необходима экономическая реструктуризация для снижения уязвимости и обеспечения долгосрочной финансовой стабильности», — считает экс-премьер-министр.
С учетом объемов бюджетного дефицита, государственный долг Молдовы стремительно растет.
По словам экспертов, с момента прихода к власти Санду и ее команды из партии «Действие и солидарность» (PAS), задолженность государства перед кредиторами увеличилась с 52,5 до 125 миллиардов леев (прогноз на конец 2024 года).
«Беспрецедентная цифра. Стоимость обслуживания этих кредитов в 2023 и 2024 годах составила порядка 5,8 и 5,2 миллиардов леев соответственно. Этими деньгами можно было бы поддержать пожилых людей — выплатить каждому пенсионеру по 10 тысяч леев за год или по 850 леев в месяц. Наш бюджет стабильно дефицитный — расходы превышают доходы. По оценкам, в текущем году дефицит госбюджета прогнозируется на уровне 15,59 миллиардов леев или более 4,6% ВВП, что на 153% превышает максимально допустимый предел, рекомендованный МВФ», — оценил происходящее с госдолгом лидер партии «Шанс» Алексей Лунгу.
Может показаться, что такое количество долгов хотя бы временно обеспечивает населению Молдовы достойный уровень жизни. Но это совсем не так.
По данным ЮНИСЕФ, каждый третий ребёнок в Молдове живёт в бедности. В сельской местности, где проживает большая часть населения республики, в состоянии бедности находятся около 40% людей.
По словам Алексея Лунгу, жители Молдовы тратят большую часть своих зарплат на продукты питания.
«При таких крошечных доходах еда неизбежно становится основной статьёй расходов. А это главный показатель бедности, уровень которой в республике перевалил за 34%. Стоит ли говорить, что вторая половина семейного бюджета идёт на оплату жилья, коммуналки, электричества и газа», — отметил политик.
С ним солидарен и экс-президент Молдовы Владимир Воронин.
«Уровень бедности в Молдове очень велик, но появилось новое понятие – уровень нищеты. Люди голодают и являются абсолютно нищими, умирают от того, что не питаются вовремя и нормально», — утверждает бывший глава государства.
Происходящее — результат бездарных управленческих решений и внешней политики, которую проводят Санду и члены ее команды.
В августе 2024 года молдавский экспорт сократился на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. В сравнении с июлем текущего года экспорт упал на 4,3%. Быстрее всего снижается экспорт переработанных товаров. За семь месяцев текущего года его падание составило 35%. В целом, дефицит торгового баланса в июле достиг 503-х миллионов долларов. Так проедаются заимствования, сделанные нынешней молдавской властью. Снятием барьеров во внешней торговле с ЕС пользуются не местные производители, а европейские.
Падает и уровень промышленного производства. Например, в мае 2024-го года его снижение в годовом измерении составило 5,2%. В обрабатывающей промышленности ситуация еще более мрачная.
Как следует из слов экономиста Михаила Пойсика, молдавская экономика находится в катастрофической ситуации. Предприятия, производящие продукцию с высокой добавочной стоимостью, аграрные и промышленные, массово разоряются.
«Если заводов нет, то нет необходимости и в вузах, которые могли бы готовить работников для промышленных областей. Имеющимся специалистам просто негде работать в Молдове, они покидают ее вместе с семьями. Мы не развиваемся, мы деградируем. Инвестиции сокращаются, бизнес уходит, даже местные вынуждены закрывать свои фирмы, поскольку продукция перестала быть конкурентоспособной», — утверждает эксперт.
Ставка Санду на Европу ожидаемо не сыграла. Впрочем, ЕС не стал превращать в «цветущий рай» даже те страны, которые стали его членами за последние четверть столетия. Брюссель уничтожает промышленность вступивших в Евросоюз государств, и единственное, что предлагает взамен, — возможность выехать трудоспособным гражданам и поискать себе рабочее место в других странах. Социально незащищенные же слои населения остаются брошенными. Однако Молдове, которая не входит в ЕС, никто не предлагает даже этого. Ее просто эксплуатируют, а теперь рассматривают как перспективное место для размещения мигрантских лагерей. Но действующая власть упорно отказывается сделать единственно логичный шаг и поискать экономических партнеров на постсоветском пространстве.
Пока что Санду превращает Молдову в одну большую финансовую пирамиду. Ее команда набирает огромные долги «под залог страны». Средства осваивают близкие к власти коммерческие структуры, а должниками становится весь народ. При этом развивать государство и его экономику никто не думает. Правящая команда в худших традициях «глобальных кочевников» высосет из Молдовы все соки, и двинется дальше. Благо, практически у всех ее членов в карманах паспорта других стран. Судьба руин, в которые они планируют превратить некогда цветущую республику, их совершенно не интересует.