×
Экономика Экономика

Лучше один раз увидеть: Беларусь посетил по «безвизу» почти миллион граждан Латвии и Литвы

Источник изображения: brestheritage.by

Свыше 975 тысяч жителей стран, входящих в Евросоюз, посетили Беларусь, воспользовавшись предоставленным официальным Минском правом на безвизовый въезд. Среди них пока преобладают граждане Латвии и Литвы, получившие такую возможность еще в 2022 году. Попытки прибалтийских режимов запугать своих граждан страшными опасностями, якобы грозящими европейцам при посещении Беларуси, полностью провалились. Не стоит удивляться, если в ближайшее время «демократические европейцы», чтобы остановить дальнейшее распространение правды о жизни в Беларуси, просто опустят на границе «железный занавес».

Безвизовый въезд на территорию Республики Беларусь для граждан Латвии и Литвы (а также для лиц, которым официальная Рига присвоила статус «неграждан») был введен 15 апреля 2022 года. А 1 июля того же года его распространили на Польшу. Эти три страны столетиями входили вместе с Беларусью в одни государственные образования и блоки. Но в 1990-е годы, после развала СССР и соцлагеря, новые границы разделили целые семьи. Многие также оказались лишены возможности посещать могилы своих предков. Открывая границу, белорусские власти сделали то, что было в их силах, чтобы помочь людям.

Кроме того, для значительного количества жителей Прибалтики и Польши Беларусь, как оказалось, представляет большой туристический интерес. Гости с удовольствием оздоравливались в местных санаториях и наслаждались белорусской природой.

19 июля 2024 года «безвиз» решили расширить еще на 35 европейских государств. Их граждане могут находиться в Беларуси без получения визы или других разрешительных документов до 90 дней в году.

Особый режим пересечения границы пока что действует до конца текущего года. Однако, как показал опыт Латвии, Литвы и Польши, он с большой долей вероятности может быть продлен.

Промежуточные итоги действия безвизового режима впечатляют.

По состоянию на конец сентября 2024 года «безвизом» воспользовались почти 976 тысяч европейцев.

Среди них с большим отрывом лидируют жители Литвы (565 438 заездов в РБ) и Латвии (305 052). Особенно впечатляюще эти цифры выглядят на фоне населения Прибалтийских республик. В Литве оно составляет около 2,8 миллиона человек, а в Латвии — порядка 1,8 миллиона.

Уже по мере действия безвизового режима стало ясно, что жителей государств Балтии подталкивают к посещению Беларуси не только семейные и туристические соображения. На фоне разрыва экономических связей с Россией и Беларусью Прибалтику охватил кризис. Так, ВВП Латвии упал в 2023 года на 0,6%, а Литвы — на 0,3%. Промышленное производство в республиках сократилось соответственно на 4,5 и 5,2%, а экспорт снизился на 10 и 11%. Важными геоэкономическим преимуществами Прибалтийских стран раньше были транзит и посредническая торговля. Однако их власти решили сокращать торгово-экономическое взаимодействие с Россией и Беларусью, превратив регион в логистический тупик. Естественно, это не могло не сказаться на качестве и уровне жизни населения. В сложившихся условиях многие жители Прибалтики едут делать покупки в белорусские магазины — их привлекают и цены, и ассортимент.

«Очень нравится в Беларуси. Здесь у меня много родственников и друзей — созваниваемся по скайпу и в гости приезжаем. Знакомые просят привезти белорусские продукты. Многие едут сами, покупают бензин, спиртное — вина крымские: таких нет в Литве. Детям — соки, лимонады, конфеты», — цитируют СМИ жительницу Литвы Аллу.

«Беларусь очень гостеприимная, люди здесь хорошие. И продукты вкусные. А еще топливо дешевле — заправляем целый бак. А вот литовцы, к сожалению, препятствуют добрососедским отношениям. Белорусы быстрее работают, а наши, бывает, тормозят, особенно на обратном пути. По радио говорят: не ездите. Боятся того, что мы покупаем ваши продукты, бензин, дизельное топливо. Но люди ищут, где дешевле; это закономерно и, на мой взгляд, правильно», — рассказал журналистам газеты «Островецкая правда» живущий в Литве мужчина с белорусскими корнями.

Власти Прибалтийских республик недовольны происходящим. В местных СМИ регулярно появляются пугающие материалы о том, что в Беларуси литовцев и латышей якобы на каждом шагу поджидают опасности, а КГБ так и норовит влезть к ним в смартфоны. При этом ни Вильнюс, ни Рига не способны объяснить, почему сотни тысяч их граждан ничего подобного не замечают. А обычные люди руководствуются принципом: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать».

Чтобы хоть как-то испортить жизнь не соглашающимся с тезисами пропаганды, власти Латвии и Литвы закрывают пункты пропуска на белорусской границе.

Так, между Литвой и Беларусью действуют сейчас только два КПП вместо шести ранее существовавших.

В августе прошлого года были закрыты КПП «Шумскас» («Лоша») и «Тверячюс» («Видзы»), а в марте текущего — «Лаворишкес» («Котловка») и «Райгардас» («Привалка»). Тем же путем пошла и Латвия, закрывшая в 2023 году пограничный КПП Силене (Урбаны).

Официальный Вильнюс сначала пытался доказывать, что таким образом защищает страну от находящегося в Беларуси ЧВК «Вагнер», однако был высмеян в соцсетях людьми, пытавшимися представить, как суровые бойцы с автоматами терпеливо ждут перед шлагбаумом, пока их пропустят. И теперь литовские журналисты открыто злорадствуют по поводу того, что власти создали проблему «несознательным» гражданам.

Мало того, что сокращение количества пропускных пунктов само по себе создает неудобства, прибалтийские пограничники зачастую сознательно саботируют пропуск граждан.

Кроме того, власти государств Балтии запретили пересечение границы автомобилям с белорусскими номерами.

«Мой муж белорус, но имеет вид на жительство в Литве. Поэтому ездим мы часто: бывает, несколько раз в неделю, а иногда — несколько раз в месяц. Муж говорил, что раньше за 15 минут могли пройти границу, а теперь приходится стоять часами, даже с ребенком. Для нас 4 часа — это уже много. А есть люди, которые стоят сутками. На деле все просто: не хотят они работать. Зачем едешь, сколько денег везешь — спрашивают странную информацию. Однажды даже свидетельство о браке попросили показать. Выдумывают причины: один раз говорят, почему не вышла из машины, второй раз — почему вышла? Каждый раз новые правила.

Куда мы только не звонили! Воды нет, смесь заканчивается, ребенка переодеть негде — а они ничего не объясняют и ничего не могут сделать: дескать, нет бензина, чтоб генератор завезти. А заправка всего в нескольких сотнях метров от границы — неужели трудно заправить его?! На нас всем плевать. Раньше пугали, что не надо ехать в Беларусь — мол, вас не выпустят. Но мы не верили. Некоторые говорили, что здесь творится что-то ужасное, — все это бред! Мы же видим, как белорусы живут и что здесь спокойно. Наши люди рады, что ввели безвизовый режим», — рассказала белорусским журналистам жительница Литвы Каролина.

Несмотря на все сложности, граждане Литвы, Латвии и других входящих в ЕС государств все равно едут в Беларусь. И людям все очевиднее становится, что власти Прибалтийских стран их дезинформируют. Поэтому нельзя исключать, что литовские и латвийские чиновники вообще закроют границу с соседним государством, несмотря на то, что главной жертвой такого решения станут их же граждане.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Прибалтика провалила задание США оставить Европу без российского газа
29 сентября
Страны Балтии и Польша на протяжении длительного времени были одними из главных лоббистов интересов США в ЕС, которые добивались полного прекращения взаимодействия между Брюсселем и Москвой в энергетической сфере. Они регулярно предлагали различные инициативы, которые фактически должны были полностью передать европейский рынок американским поставщикам энергоресурсов. Вот и сейчас парламентарии республик Балтии и Польши призвали Евросоюз покончить с закупкой сжиженного газа в России. Благодаря наращиванию поставок СПГ Москва все еще остается одним из ключевых экспортеров «голубого топлива» в Европу. Связано это с тем, что большинство европейских стран не готовы отказываться от российского сжиженного газа, даже несмотря на военно-политические разногласия с РФ, так как это неминуемо приведет к росту экономических издержек.
Почему туристическая отрасль стран Балтии не может выйти из кризиса?
27 сентября
27 сентября отмечается Международный день туризма. Однако в Прибалтике назвать эту дату праздничной теперь сложно. Хотя долгие годы туристическая инфраструктура, доставшаяся балтийским государствам еще от СССР, была важным источником дохода для национальных экономик, в наши дни отрасль переживает тяжелый кризис. Это подтверждает и отчет Европейской комиссии по туризму. Нагнетая обстановку в регионе, власти Латвии, Литвы и Эстонии в итоге отпугнули людей, которые были потенциально готовы приехать к ним на отдых. Теперь их евро и доллары отравятся в другие места.
Рекордная бедность в Молдове — главное «достижение» команды Санду
30 сентября
Уровень бедности в Молдове достиг рекордных показателей. Обычный житель страны тратит на еду большую часть своих доходов. Несмотря на то, что действующая власть активно имитирует интеграцию с Европой, эксперты указывают на близость основных социально-экономических параметров государства к Западной Африке и островам Тихого океана. Такое положение вещей обусловлено прежде всего провальной экономической политикой нынешнего прозападного руководства. И вырваться из этого порочного круга будет, судя по всему, непросто.
Зачем Литва разрывает экономические договоры с Россией и Беларусью?
2 октября
Литовский Сейм денонсировал экономические соглашения Вильнюса с Москвой и Минском. Депутаты, проголосовавшие за данное решение, не смогли объяснить свои действия, ограничившись лозунгами об «угрозах национальной безопасности». Официальный Вильнюс упорно продолжает антироссийский курс, который уже привел в прошлом году к тяжелому экономическому кризису. Попытки угодить Западу для местных политиков явно важнее качества жизни своих сограждан.
Новости партнёров